Резервная кубышка Красноярья: во многих деньгах — много печали
В краевом истеблишменте Красноярского края большой ажиотаж — управленцы ночами не спят и голову ломают над тем, куда день деньги, внезапно свалившиеся на голову.
Бюджет региона по итогам 2021 года оказался настолько обильным в доходной части, что власти не знают, куда деть деньги — и решили сформировать Резервный фонд.
Началось с того, что краевой Минфин окончательно подсчитал исполнение бюджета за 2021 год. Выяснилось, что фактические доходы бюджета Красноярского края в прошлом году составили 395,8 миллиарда рублей.
Между тем в осенней, финальной корректировке план по доходам был зафиксирован на уровне 306,6 миллиарда. Количество «лишних» денег оценили в 90 миллиардов рублей.
Доходы региона не только впервые превысили 300 миллиардов, но ещё и приблизились к отметке в 400 миллиардов. Возник резонный вопрос: куда деть деньги? Расходов для обозначенной суммы не успели придумать — расходные статьи 2021 года все выполнены.
Решили отложить на чёрный день. В качестве аргументов указывают на высокую конъюнктурную зависимостью краевого бюджета. Что это значит? В случае падения цен на сырьевых и валютных рынках запланированные налоговые поступления в бюджет края могут значительно снизиться. Чтобы сохранить финансовую устойчивость региона, будет неплохо иметь подушку безопасности — так рассудили краевые администраторы из финансового блока. В числе таких «форс-мажоров» называют резкое удешевление цветных металлов, налоговые изменения и даже войну. Последнее сейчас актуально, в свете событий на геополитической арене.
В декабре 2021 года в Законодательное собрание был внесён проект закона «О Резервном фонде Красноярского края». Так сложилось, что подобного рода фонд — прерогатива федерального бюджета. Создавать такие фонды по аналогии с федеральным рекомендовала регионам председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Документ о создании Резервного фонда парламентарии Красноярского края приняли в двух чтениях ранее в феврале. Резервный фонд будет формироваться из части доходов краевого бюджета по налогу на прибыль организаций и части остатков средств на счетах на начало года.
Пока не определён стартовый размер фонда. Не все 90 миллиардов пойдут в кубышку — часть денег есть идея отдать муниципалитетам на их местные «хотелки». Соотвествующий клич муниципалам уже брошен — им велено составлять списки расходов, на которые денег в бюджет не хватило.
По словам пресс-секретаря главы правительства Александра Дьякова, из суммы в 90 миллиардов будут вычтены следующие расходы: плановое погашение госдолга, инфраструктурные запросы районов, повышение зарплат части бюджетников. В итоге может остаться 10–15 миллиардов рублей, которые и станут резервным фондом Красноярского края. Окончательно вопрос прояснится на апрельской сессии Заксобрания.
Когда нет денег — плохо. Когда они есть — тоже не всё ладно. Ряд депутатов Заксобрания выказали критическое мнение относительно формования сберегательной кубышки. Алексей Кулеш («Единая Россия») назвал новый финансовый инструмент «провоцирующим, безусловно, на различные финансовые безумства и излишества нехорошие». «И хорошие излишества, тоже. Трудно будет удержаться коллегам от популизма и предложений раздачи «вертолётных» денег», — добавил парламентарий.
В свою очередь, депутат от «Справедливой России» Максим Маркет усомнился в качестве проработки закона о Резервном фонде: «На закон из трех страниц поступает заключение экспертно-правового управления с замечаниями на восьми страницах».
Раскритиковала законопроект о формировании резервного фонда в Красноярском крае и прокуратура. В надзорном ведомстве считают, что документ содержит много коррупциогенных факторов и противоречит другим законам.
Кто бы мог подумать, что лишние деньги вызовут столько сомнений и подозрений… Не в деньгах счастье?