Анатолий Табинаев нашел новый источник финансирования. В карманах жителей
Мэр Баяндаевского района Анатолий Табинаев предложил жителям крупного муниципалитета Хогот скинуться на ремонт участковой больницы. И бросил соответствующий клич в местной газете «Заря». Переложил, так сказать, с больной головы на здоровую.
При этом Анатолий Прокопьевич отработал главой района в общей сложности около 20 лет. А если считать с периодами его напряженного труда в администрации Усть-Ордынского бурятского округа (аж заместителем), то выходит больше четверти века. И вот ударно доработался до того, что практически приближается к состоянию руин больница в его родном сельском муниципалитете. Что ж происходит в территориях, которым не повезло быть малой родиной мэра?... Неужели ж так бедны управленческими талантами эти земли, что за все это время здесь не нашлось мэра, способного хотя бы не доводить до перитонита объекты социальной сферы? Уж не до жиру с развитием экономики, но хотя бы это?
Но – с более лучшим мэром не вышло, и поэтому все тот же Анатолий Табинаев внедряет здесь те методы, на какие способен. То есть – напрямую собирает деньги с поселений и жителей. Доуправлялся.
Совершенно не важно, на что. На турнир по национальной борьбе, на проектно-сметную документацию на строительство детсада, или вот, из актуального – на Аллею Славы в райцентре. Так что к настоящему времени Анатолий Прокопьевич отточил методу так, что ее впору прописывать в какие-нибудь коррупционные учебники.
С аллеей началось с того, что сельским поселениям, наоборот, вроде бы собрались дать денег. Не Табинаев, конечно, а региональный минкульт. В 2019 году, на обновление местных мемориалов ко Дню Победы. Не богатые на собственные средства муниципалитеты, которых в районе двенадцать, понятно, обрадовались новости. Первый заместитель мэра района даже было щедро заикнулся, что всем достанется по 50 тысяч (оператором выделенных денег назначили муниципальные районы). Но из двух миллионов большинству поселений не перепало ни копья. Ничего, подбелите свои обелиски известкой! Наоборот: районная мэрия сказала нести финансы ей, чтобы, значит, воплотить проект в райцентре. Большой, амбициозный, на несколько миллионов рублей. Правда, ни проекта на бумаге, ни его оценки общественность так и не увидела.
Но работу по сбору средств развернули широко. Сдать деньги на подобный объект откажется редкий человек, поскольку само по себе дело благое, кроме того, активно подключали предприятия, которые вносили свой вклад и деньгами, и в натуральном выражении по своему профилю, например, гравием или плиткой. Привлекли практически всех фермеров, которые часто доставали деньги из кошелька и просто передавали в руки представителям мэрии. Не по 100 рублей, конечно! Проводили и субботники, что, как известно, тоже удешевляет дело. Выпросили у военных старую гаубицу, где-то нашли старый ГАЗ-69, покрасили и тоже, видимо, внесли в солидные расходы...
В местной газете публиковались списки жертвователей, но в свободной форме благодарности. И в смысле четкого контроля за собранными средствами Анатолию Прокопьевичу пришлось верить на слово. Кстати, районная прокуратура сдала в общей сложности пять тысяч рублей и поучаствовала в субботнике. И ничего ведь не шевельнулось, получается, у прокурорских в смысле законности такого интересного способа аккумуляции средств в руках мэра. А тому нравится такая перспективная форма работы. Это вам не бюджетный процесс с занудными проверками.
Для справки, в России существуют пути прямого финансового участия населения в нуждах муниципалитетов. Это самообложение и инициативное бюджетирование. Но в любом случае при их реализации нужны строго определенные процедуры (например, референдум при самообложении с участием не менее половины населения) и контроль. То есть соответствующее положение, разработка и публикация проекта, где все расписано до рубля и «квадрата» плитки, работа попечительского совета либо другого подобного органа с обязательным участием общественности, который отслеживает поступление и расход средств. Анатолий Табинаев, видимо, счел все это ненужными формальностями.
И, по большому счету, сегодня никто кроме него и узкого круга его подчиненных не знает, сколько средств, в том числе с учетом стоимости переданных матценностей и безвозмездных работ, удалось привлечь. И сколько их направлено на обустройство аллеи.
Хотя ее уже давно открыли, Табинаев не бросает этот перспективнейший проект. Так, в этом году в аллее собрались установить новые плиты от каждого из сельских поселений. Способ сбора средств тот же – без формальностей.
И вот следующая серия: мэр додумался начать новый сбор денег по принципу «Кто за? А кто против советской власти?».
В муниципалитете Хогот только взрослых жителей около 900. К исходу многолетнего правления Анатолия Прокопьевича в местной больнице нет теплых туалетов, воды и очень холодно. Как он сам говорит, «плачевно». Необходимость в сборе денег находчивый Табинаев объясняет тем, что сейчас сложная «политическая, а значит, и экономическая ситуация», а как только все нормализуется – обещает «приложить максимум усилий по строительству новой больницы». Видимо, еще в прошлом году состояние больницы было терпимым, а как обстановка в мире обострилась – нормальное отопление и исчезло...
Проекта ремонта и контроля со стороны общественности, видимо, опять не предполагается. Да и зачем? Мэр попросил «понять правильно» и уже все прикинул по деньгам сам. Надо три миллиона рублей. Мэрия и райбольница могут изыскать 500 тысяч. И если каждый приписанный к муниципалитету житель сделает вклад до трех тысяч рублей – то на ремонт хватит. Сам мэр якобы тоже внес лепту – 25 тысяч рублей (хотя без общественного контроля и не проверишь). В месяц Анатолий Прокопьевич получает из казны тысяч двести – так что будет как-то существовать на оставшиеся тысяч 170.
Хотя можем предложить жителям другую идею. В конце концов, при инициативном бюджетировании с инициативой должны выходить не власти, а простые граждане. Платить самому мэру 25 тысяч в месяц (это значительно больше средней пенсии, которых у Анатолия Прокопьевича и без того две, обычная и муниципальная), а по 175 вносить каждый месяц на ремонт соцобъектов. За те пять лет, которые, по словам того же Табинаева, региональный минздрав советует даже не мечтать о новых стройках, накапает больше 10 миллионов. Три больницы можно отремонтировать! А если уж хочется дополнительно скидываться, так с этим общественности и самой разобраться можно...