Обыкновенный вандализм. На верхней Лене изуродованы Шишкинские писаницы
Древние люди, жившие в Прибайкалье несчетное количество веков, были людьми культурными. Помимо всего прочего, они оставили нам, своим потомкам, богатую коллекцию художественных произведений, исполненных в тогдашней манере - в виде наскальных рисунков, которые принято называть "писаницами".
Таких писаниц, оставленных разными культурами древних людей, в Иркутской области немало. Есть они на Ангаре (правда, в связи с созданием водохранилищ многие ангарские наскальные рисунки ушли под воду), на Лене и ее притоках.
На Лене и притоках, в частности на речке Тальме, самыми известными являются Шишкинские и Тальминские писаницы, относящиеся к эпохе курыкан, - им примерно полторы тысячи лет. Наскальные изображения оказались в числе тех археологических памятников прошлого Сибири, которые наравне с курганами и могильным золотом обратили на себя внимание исследователей и были отмечены в русской литературе уже XVII-XVIII веков.
К сожалению, в археологическом смысле Сибирь вообще, а Иркутская область в особенности, остается и по сей день "землей незнаемой", почти нетронутой "целиной" - в смысле, очень слабо исследованным местом. В отличие от Европы, где все уже давно изрыто и ископано (хотя и там нет-нет да отыщут что-нибудь новенькое), Египта, Малой Азии, где еще полтораста лет назад резвился Генрих Шлиман в поисках гомеровской Трои, в Сибири и климат, и расстояния, и географическая недоступность серьезно ограничивают возможность исследования памятников, расположенных в отдаленных и редконаселенных районах. Шишкинские и Тальминские писаницы, расположенные в Качугском и Верхоленском районах, исследованы далеко не полностью, далеко не всегда поставлены на учет и соответствующим образом "оприходованы": в отношении к памятнику, тесно увязанному с природной средой (рисунки на скалах), это означает геодезическую привязку к местности и занесение в соответствующий каталог с присвоением номера и подробным описанием.
Ограниченные возможности ученых и равнодушие властей - вот, скорее всего, основные причины того происшествия, что буквально на днях случилось с одной из Тальминских писаниц. Скала, на которой они выполнены, была буквально вырвана, разбита на куски и вывезена в неизвестном направлении. Кто, что, зачем? Была версия, что у нас начали орудовать "археологические пираты", охотники за древностями. Однако материал, на котором выполнены наскальные рисунки, - плитняк, покрытый песчаной корочкой, на которой и рисовали зверей, птиц и людей древние обитатели Прибайкалья, - не позволяет передвигать и переносить эти изображения куда-либо. Романтическая версия отпала, и осталась самая что ни на есть прозаическая. Скалу "сперли" заготовители стройматериалов.
Камень-плитняк - весьма твердый и популярен у строителей. Некие предприимчивые люди на грузовом транспорте, предположительно грузовик "Газель", скорее всего, с помощью крана варварским способом вырвали и вывезли (предположительно в Иркутск) целую скалу с рисунками древнего человека. Транспорт прошёл через все населённые пункты, то есть никто ни от кого не прятался, в открытую. Номеров машин никто не записал, хотя вполне возможно, что кто-то из местных к этому делу причастен.
Информация об этом происшествии была оперативно доставлена в районную и областную администрацию. А вот с заявлением в прокуратуру вышла заминка. Дело в том, что из-за недостатка сил и средств именно эта скала в реестр памятников внесена не была (и не одна она), и, таким образом, факта хищения или уничтожения исторического памятника формально не было.
Тем не менее в Центре сохранения историко-культурного наследия Иркутской области встревожены. Встревожены легкостью и обыденностью произошедшего. Вот так, просто и непринужденно, приехали ребята, скалу своротили – техника позволяет - и увезли. Судя по всему, решили просто подзаработать на продаже стройматериалов, и проблема памятников, писаниц, каких-то древних людей их не волнует ни в малой степени. Людишки нынче живут только здесь и сейчас, ни прошлого, ни будущего для них не существует, живут одним днем, как трава, поэтому ждать от них можно действительно всего.
Между прочим, проблема эта тесно смыкается и с другими. Например, по трассе Иркутск - Качуг во многих местах продают прямо с машин этот самый камень-плитняк. Конечно, милиция не выяснит, да и недосуг им, были ли при добыче этого камня уничтожены какие-то наскальные росписи. Однако добыча камня, как и любого другого природного строительного материала, представляет собой добычу полезных ископаемых, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вот этим бы заинтересоваться стражам порядка: где и на каком основании, по какому разрешению предприимчивые людишки добывают камень и торгуют им, платят ли они положенные за пользование недрами сборы и налоги и вообще имеют ли разрешение на пользование общенародным достоянием - недрами?
Пора, давно уже пора навсегда расстаться с мыслью, что Сибирь большая и в ней добра всякого завались, на всех хватит, чего беречь... Беречь надо. И порядок наводить надо непременно. Потому что народу много, техника совершенствуется, и не так уж трудно, по современным меркам, срубить, выкачать, срыть в Сибири все в исторически кратчайшие сроки: не оглядываясь, где тут памятник истории и культуры, где тут природное заповедное место. Архаровцы, как говорил про них Валентин Распутин, живущие только здесь и сейчас, жрущие и смердящие, не имеют тормозов и ограничений внутренних и поэтому нуждаются в ограничениях извне.
В лице нас, людей.