Отходы БЦБК: «Росатом» снова переводит стрелки
За спиной – почти два года имитации бурной деятельности от ФЭО, но до сих пор (!) нет даже проекта рекультивации промплощадки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
Вкратце напомним.
ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» начал работать в 1966 году, а закрылся в 2013.
На полигоне «Солзанский» захоронены отходы шлам-лигнина, а также отходы от сжигания угля, отходы коры, чёрного щёлока и избыточного активного ила.
На полигон «Бабхинский» помимо золошлаков от сжигания углей сбрасывались: шлам-лигнин, коросодержащие отходы, твёрдые бытовые и строительные отходы, золы от сжигания угля, шлам-лигнина, шлам зелёного щёлока, ТКО.
В марте 2020 года единственным ликвидатором накопленного вреда на площадке БЦБК был назначен ФГУП «Федеральный экологический оператор», дочерняя структура госкорпорации Рсатома.
Автор: Алёна Штерн
Фото из альбома "Иркутская область. Байкальск. БЦБК" © Фотобанк "RuBabr"
Отходы БЦБК до сих пор не утилизированы, но деньги потрачены. Дело в том, что «Росатом» абсолютно не компетентен в этом вопросе, корпорация понятия не имеет, что делать со шлам-лигнином. Нет ни технологии, ни проекта.
Но ответственность на них всё-таки лежит, причём очень большая, поэтому выкручиваться как-то надо. И «Росатом» не нашёл лучше схемы, чем «вали всё на другого».
Так, внезапно виновником в срыве работ по ликвидации экологического вреда на Байкальском ЦБК стал директор ОГКУ «Дирекция по эксплуатации гидротехнических сооружений и ликвидации экологического ущерба» Валентин Бороденко.
Поговаривают, что уже и заявление в прокуратуру Иркутской области отнесли. Правда, кто был его инициатором, точно неизвестно. Некоторые источники пишут, что это сделали некие общественники.
В любом случаем, в обращении на имя прокурора Иркутской области Андрея Ханько, указывается на продолжающуюся в течение нескольких лет вакханалию с водопонижением надшламовых вод и чёрного щёлока. Копия письма также адресована заместителю начальника Контрольного управления Президента РФ Валентину Летуновскому.
Напомним, что в 2020 году уже был зафиксирован факт попадания значительных объёмов загрязнённых промышленных стоков в озеро. Подробнее об этом Бабр писал в материале «Почему куРЕКИ отходов попали в Байкал?». После чего для МУП «Канализационные очистные сооружения Байкальского муниципального образования» ввели судебный запрет на сброс промышленных стоков с карт-накопителей БЦБК.
Но проблема-то не решилась совсем. По данным сибирских учёных, за год на поверхность шламонакопителей БЦБК выпадает порядка 1,5 миллиона кубометров осадков, и лишь незначительная часть из них испаряется. Остальное – в том или ином виде поступает в Байкал.
Вот, в общем-то, из-за этого на питерских ребят и заточили зуб.
В целом всё это указывает на то, что отходами БЦБК никто не хочет заниматься и никто не знает, что с ними делать. А пока ищут виноватого, вероятность попадания отходов в Байкал стремительно увеличивается.