Отходы БЦБК: «Росатом» снова переводит стрелки
За спиной – почти два года имитации бурной деятельности от ФЭО, но до сих пор (!) нет даже проекта рекультивации промплощадки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
Вкратце напомним.
ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» начал работать в 1966 году, а закрылся в 2013.
На полигоне «Солзанский» захоронены отходы шлам-лигнина, а также отходы от сжигания угля, отходы коры, чёрного щёлока и избыточного активного ила.
На полигон «Бабхинский» помимо золошлаков от сжигания углей сбрасывались: шлам-лигнин, коросодержащие отходы, твёрдые бытовые и строительные отходы, золы от сжигания угля, шлам-лигнина, шлам зелёного щёлока, ТКО.
В марте 2020 года единственным ликвидатором накопленного вреда на площадке БЦБК был назначен ФГУП «Федеральный экологический оператор», дочерняя структура госкорпорации Рсатома.
Отходы БЦБК до сих пор не утилизированы, но деньги потрачены. Дело в том, что «Росатом» абсолютно не компетентен в этом вопросе, корпорация понятия не имеет, что делать со шлам-лигнином. Нет ни технологии, ни проекта.
Но ответственность на них всё-таки лежит, причём очень большая, поэтому выкручиваться как-то надо. И «Росатом» не нашёл лучше схемы, чем «вали всё на другого».
Так, внезапно виновником в срыве работ по ликвидации экологического вреда на Байкальском ЦБК стал директор ОГКУ «Дирекция по эксплуатации гидротехнических сооружений и ликвидации экологического ущерба» Валентин Бороденко.
Поговаривают, что уже и заявление в прокуратуру Иркутской области отнесли. Правда, кто был его инициатором, точно неизвестно. Некоторые источники пишут, что это сделали некие общественники.
В любом случаем, в обращении на имя прокурора Иркутской области Андрея Ханько, указывается на продолжающуюся в течение нескольких лет вакханалию с водопонижением надшламовых вод и чёрного щёлока. Копия письма также адресована заместителю начальника Контрольного управления Президента РФ Валентину Летуновскому.
Напомним, что в 2020 году уже был зафиксирован факт попадания значительных объёмов загрязнённых промышленных стоков в озеро. Подробнее об этом Бабр писал в материале «Почему куРЕКИ отходов попали в Байкал?». После чего для МУП «Канализационные очистные сооружения Байкальского муниципального образования» ввели судебный запрет на сброс промышленных стоков с карт-накопителей БЦБК.
Но проблема-то не решилась совсем. По данным сибирских учёных, за год на поверхность шламонакопителей БЦБК выпадает порядка 1,5 миллиона кубометров осадков, и лишь незначительная часть из них испаряется. Остальное – в том или ином виде поступает в Байкал.
Вот, в общем-то, из-за этого на питерских ребят и заточили зуб.
В целом всё это указывает на то, что отходами БЦБК никто не хочет заниматься и никто не знает, что с ними делать. А пока ищут виноватого, вероятность попадания отходов в Байкал стремительно увеличивается.