Хитрая педалька мэра Якубовского
«Артистом» всё чаще называют мэра Иркутска. По созвучию его фамилии с фамилией постоянного ведущего телевикторины «Поле Чудес» Леонида Якубовича. И по тому, лихо, без шума и пыли, градоначальник Владимир Якубовский крутит свои дела. Ну почти также искусно, как телеведущий – колесо Фортуны.
Кому при следующем повороте колеса выпадет угадывать букву, кому – кухонный комбайн, кому – стихотворение прочесть или там в скафандр пожарника Леонида Аркадьевича облачить, самому Леониду Аркадьевичу всё равно. Ему не нужна хитрая педалька, чтобы незаметно для зрителей колесо притормаживать. Ему, где колесо ни остановится, – всё шоу.
А вот мэру города Иркутска, похоже, без педальки – никуда. Впрочем, в телевизор не влезешь, чтобы проверить, а в Главное финансовое управление комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска оказалось можно влезть. Что и сделала инспекция из Счётной палаты РФ. В декабре прошлого года она закончила проверку целевого использования субвенции, выделенной из областного бюджета для выполнения г. Иркутском функций областного центра. И худо-бедно разобралась, как градоначальник финансовые проблемы распедаливает.
В первую очередь, на что обратили внимание аудиторы, что «достоверность отражения сумм субвенции, направленной на финансирование строек и мероприятий согласно смете, не представилось возможным, поскольку в платёжных документах Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска отсутствовала информация о целевом направлении средств субвенции на финансирование конкретных объектов или мероприятий. То есть в отчёте об использовании средств субвенции на выполнение функций областного центра за 2003 год сумм средств поступившей субвенции распределены между объектами и мероприятиями чисто условно. Раздельного учёта поступления, выделения и использования средств субвенции не велось».
Как такое могло получиться? Не будем забывать, что у Владимира Якубовского, помимо членства в партии «Единство», есть и другие достоинства. Он – человек опытный, строитель и экономист. Закончил Институт народного хозяйства по специальности «Экономика и организация строительства», прошел путь от мастера до начальника строительного управления. Одновременно закончил ещё один институт – Московский имени Орджоникидзе по специальности «Управление строительным производством». В этом году исполнилось 20 лет, как он был направлен на работу в Иркутский горком КПСС, сначала – инструктором, потом – заведующим отделом строительства и городского хозяйства. В 86-м году стал заместителем председателя горисполкома, а в 92-м – первым заместителем главы администрации города. Два года проработал в городском управлении казначейства Министерства финансов РФ, затем вернулся в администрацию на ту же должность. Работая в органах казначейства, говорят, уделял большое внимание вопросам своевременного финансирования организаций из федерального бюджета и контроля за расходованием средств бюджета, а также своевременного его пополнения.
Так что нельзя сказать, чтобы Якубовский не понимал, какие документы куда складывать. Да и потеряться они у такого человека не могли. Однако аудиторы справедливо замечают, что отсутствие раздельного учёта поступления, выделения и использования средств субвенции – прямое нарушение статьи 38-й Бюджетного кодекса РФ. И оно не единственное. Так субвенция в сумме 5 млн. 667 тыс. рублей, перечисленная в январе 2003 года на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности из федерального бюджета была фактически направлена на строительство Универсального спортивно-демонстрационного зала с искусственным льдом на 300 мест и Дворца бракосочетаний.
Благое дело, скажет обыватель. Так, да не так. С организацией строительства, как мы знаем, Якубовский «на ты». Но, как отмечено в акте Счётной палаты, «титульные списки переходящих строек на 2003 год по реконструкции и строительству не составлялись и не утверждались (за исключением универсально-демонстрационного зала, список составлен, но в ненадлежащей форме). В связи с этим оценить объёмы капитальных вложений в части общей сметной стоимости по строительству (реконструкции) объекта в целом с начала до окончания строительств, а также объёмов капитальных вложений, установленных на 2003 год, не представилось возможным.»
Аудиторы отмечают отсутствие и других важных документов, которые могли бы пролить свет на расходование средств городского бюджета. Например, договоров между городом и областью на строительство, реконструкцию, содержание на территории областного центра объектов, необходимых для развития города как областного центра – просто нет.
Помимо этих были и другие нарушения хозяйственной деятельности. Торгов подряда по выбору исполнителя работ универсально-демонстрационного зала не проводилось, утверждённая в установленном порядке проектно-сметная документация отсутствовала. Информации об объемах работ, выполненных за счёт областного и городских бюджетов – нет. То есть, у аудиторов их нет. Потому что мэрия не представила.
Зато представила другие документы, из которых следует, что в декабре 2003 года на счёт МУП «Управление капитального строительства г. Иркутска» на фактическую оплату строительных работ по упомянутому спортивно-оздоровительному залу было перечислено 4 млн. 850,4 тыс.рублей. В то же время, согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат, подрядчик выполнил работ и принял к оплате 10 млн. 750,9 тыс. рублей. Из чего аудиторы делают вывод, что «денежные средства в сумме 5 млн. 905,5 тыс. рублей могут рассматриваться, как приписки объёмов работ со стороны подрядчика».
В декабрьском акте Счётной палаты отмечено, что администрация г. Иркутска не выполнила требования Бюджетного кодекса в части размещения государственных контрактов на выполнение госконтрактов исключительно на конкурсной основе. Из чего следует вывод, что мэрия только на строительно-монтажные работы в 2003 году незаконно израсходовала 96 млн. 122,7 тыс. рублей.
Резонно предположить, что Счётная палата своей проверкой только приоткрыла край занавеса, за которым до поры до времени скрываются эти и другие нарушения, приписки и незаконные действия администрации г. Иркутска, которой с ноября 97-го руководит Владимир Якубовский. В том далёком ноябре за него отдали голоса больше 80 % избирателей. Правда, подсчёт явки на выборы растянулся на сутки. Но в 2001 году Якубовский тем же манером был переизбран на второй срок.
С трудом можно предположить, чтобы такой искушённый в вопросах финансирования и контролем за финансированием человек, как мэр Якубовский, мог недосмотреть за отчётностью, которой последние годы уделяют в России такое внимание, что хоть не работай – главное отчитайся. Значит, уж совсем концы с концами не сходятся, что Счётная палата не смогла получить всей технической документации на мэрскую педальку.
Акт проверки Счётной палаты – штука не слишком удобная для публичного обсуждения, много тёмных мест в расходовании субвенции. Поэтому-то и попали он в руки журналистов не сразу, а только когда стало известно, что Якубовский оказался в шорт-листе кандидатур на пост губернатора Иркутской области.
Да, с тёмными местами в распиливании, пардон, в расходовании бюджета г. Иркутска журналисты не всегда правильно могут разобраться. Так что приходится их держать в полупридушенном состоянии, чтобы чего лишнего не брякнули по собственному недомыслию. Однако, компетентная прокурорская ревизия тех фактов, которые установил государственный аудит, наверняка не помешает. Ведь интересно же узнать в подробностях, как педалька работает, ещё до того, как мэр перескочит в кресло губернатора.