«Вся наша жизнь – игра, как и этот судебный процесс»
В Иркутске областной суд приступил к рассмотрению дела об убийстве политтехнологов предвыборного штаба регионального отделения партии «Родина», совершенном осенью прошлого года. Перед присяжными предстали Алексей Гребнев, обвиняемый в убийстве Марины Мараховской и Яна Травинского, его брат Михаил Попов и Даниил Шпейзер, которым предъявлено обвинение в пособничестве в организации преступления.
Всю вину за преступление на себя взял Алексей Гребнев, тогда как Михаил Попов и Даниил Шпейзер заявили, что они невиновны. Следующее заседание, на котором будут заслушаны свидетели, состоится в понедельник.
Руководитель предвыборного штаба регионального отделения партии «Родина» Марина Мараховская и ее помощник журналист Ян Травинский работали на выборах в законодательное собрание (ЗС) Приангарья с июля 2004 года. 27 сентября прошлого года киллер ожидал политтехнологов на лестничной площадке первого этажа в подъезде дома, где госпожа Мараховская снимала квартиру. Он открыл стрельбу в упор из пистолета ТТ с глушителем, когда его жертвы вошли в подъезд. По данным облпрокуратуры, убийца забрал портфель руководителя штаба, а из такси, которое ждало Яна Травинского у подъезда, похитил его сумку с ноутбуком. По факту убийства облпрокуратурой было возбуждено уголовное дело по ст. 105 ч. 2 УК РФ (убийство двух и более лиц). Убийство вызвало большой общественный резонанс. Тогда руководство партии «Родина» заявило, что убийство было совершено по политическим мотивам и было связано с выборами в ЗС области, которые состоялись 10 октября. Одновременно появилась версия, которая и подтвердилась впоследствии, что политтехнологов могли убить из-за большой суммы денег, которую они перевозили без охраны.
В ходе следственных мероприятий 17 октября 2004 года в Омске и Иркутске одновременно были задержаны трое подозреваемых. В Омске был арестован 26-летний Алексей Попов (позже выяснилось, что он взял фамилию жены и стал Гребневым — Ъ), он, кстати, с 1998 года находился в федеральном розыске за убийство, совершенное в Нижнеудинске. В Иркутске — его родной брат 21-летний Михаил Попов, а также 22-летний Даниил Шпейзер. Братья были взяты под стражу, третий подозреваемый был отпущен под подписку о невыезде. Адвокаты обвиняемых ходатайствовали о рассмотрении дела перед судом присяжных. В минувший четверг на первом заседании суда Иркутской области был определен состав коллегии присяжных заседателей, всего было выбрано около 20 присяжных.
Вчера суд начался с запозданием на час, задержка была связана с тем, что сначала опоздали несколько присяжных, а потом Алексей Гребнев не давал конвою досмотреть себя. Наконец, адвокатов и журналистов пригласили в зал, где к тому времени находились и подсудимые, и приставы, и присяжные. Обвинение изложило свою позицию по делу, государственный обвинитель Светлана Николюк начала с того, что сравнила судебный процесс с игрой. «Вся наша жизнь — игра, не исключение и этот судебный процесс, — заявила госпожа Николюк. — Мы все должны проявить твердый разум и не забывать о сердце, чтобы принять правильное решение». Затем она огласила выдержки из обвинительного заключения. Алексею Гребневу инкриминируется сразу несколько статей УК РФ: он обвиняется в убийстве жителя Нижнеудинска Эльбруса Исаева и покушении на убийство жителя Омска Сергея Степанюка. Кроме того, за убийство политтехнологов Алексей Гребнев обвиняется по статьям 105 УК РФ (убийство) и 162 (разбой). Михаил Попов, по мнению обвинения, следил за передвижениями политтехнологов по городу и своевременно информировал по сотовому телефону старшего брата. Именно он предоставил брату пистолет ТТ с семью патронами, из которого и были убиты политтехнологи. Ему инкриминируют статью 162 (разбой) и статью 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств). Наконец, Даниила Шпейзера обвиняют по статье 175 УК РФ (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем). По мнению обвинения, он информировал братьев о том, что политтехнологи возят с собой крупную сумму денег. В качестве вознаграждения за эту информацию он получил $1,5 тыс.
После обвинительного заключения слово предоставили подсудимым. Алексей Гребнев спокойно признал свою вину по всем пунктам обвинения, включая и преступления, совершенные в Нижнеудинске и Омске. При этом он заявил, что «искренне раскаивается в содеянном и чувствует себя виноватым». Михаил Попов отмел все предъявляемые ему обвинения. Кроме того, он попросил суд удалить всех представителей прессы из зала, «чтобы они не мешали присяжным сформировать беспристрастное мнение». В этом ему было отказано, так как процесс является публичным. В итоге все время судебного заседания он прикрывал свое лицо от теле- и фотокамер папкой с бумагой. Причем он скрывал свое лицо, даже когда отвечал на вопросы судьи. Даниил Шпейзер был более спокоен. Свою вину он также не признал, сообщив лишь, что действительно получил $1,5 тыс. от братьев, но о происхождении этих денег он «ничего не знал».
На этом судебное заседание, проходившее под усиленным контролем милиции и судебных приставов, завершилось. Всего на нем присутствовало около 40 человек, включая стороны обвинения и защиты, подсудимых, приставов, присяжных и журналистов. В понедельник в облсуде будут заслушаны первые свидетели и потерпевшие. Всего по уголовному делу, состоящему из 14 томов, проходят 5 потерпевших и 48 свидетелей обвинения.