Земляне поневоле
Моряки спасены – этому не может не порадоваться любой нормальный человек. Ясно, никто из нас не может переживать за незнакомых людей, как за своих – но любой может вообразить, что такое ждать неминуемой смерти от удушья …
Это, наверное, страшнее, чем «Курск» - ведь там все случилось почти мгновенно, хотя и там малая часть несчастных еще прожила какое-то время (помните записку «Отчаиваться не надо»?). Ужас … «Спасите наши души,/мы гибнем от удушья,/ спасите наши души,/ идите к нам./ Наш голос глуше, глуше,/ мы гибнем от удушья,/ и ужас режет души на-по-по-лам …». Редко в жизни бывают истории со счастливым концом. «Услышьте нас на суше, спасите наши души! Спасите наши души, спешите к нам!».
Услыхали, пришли и спасли. И каждый человек в России (а может и не только в России) испытал хоть небольшое, но облегчение. Люди могут спасти друг друга, люди что-то могут, есть шанс у человека. А значит – без всякого ложного пафоса – есть шанс у Человечества.
Есть. Хотя мы этот шанс как умеем – затаптываем, заплевываем. Люди такие существа – они могут спасать друг друга, дать своим братьям глоток воздуха, и тут же могут убивать друг друга, душить друг друга. Люди …
Это относится ко всем людям. Это относится ко всем областям человеческой деятельности. Но – в соответствии со своей профессией – я могу говорить о малой части жизни, о политике.
Нет, и сегодня огромное большинство жителей России не задыхаются в том батискафе тупой, смешной, подлой и бесконечно ущербной антиамериканской пропаганды, в котором они находятся. Да что там «задыхаются»! Наоборот, люди сами мечтают о яде, мечтают отравиться, «уколоться и забыться», мечтают, чтобы батискаф погружался все глубже – главное, чтоб потемнее, подальше от света. «Человеческий сброд ничего так не страшится, как разума. Глупости следовало бы ему страшиться, пойми он, что воистину страшно» (Гете).
Опять, при гогочущем зале и для миллионов гогочущих ТВ-кроликов сатирик Задорнов будет еще на 1001-й лад рассказывать, что мы-то, русские, понятный пень, мудаки, но вот американцы та-а-акие мудаки, каких еще свет не производил. Опять пламенно-небритый Леонтьев будет захлебываться в эфире, крича, что военные обязаны «профессионально умереть» (т.е. задохнуться в своем батискафе во славу Родины и родного Минобороны) и что во всем виноваты американцы – это из-за них, да-да, из-за них, из-за предательской, пораженческой, проамериканской политики правительства (но не Президента!) у нас нет должного финансирования Минобороны, призванного защитить нас всех от тех самых американцев. Опять графоман-классик Проханов будет вещать свою истину, что в «интересах русского этноса» Хамас убивает еврейских детей и женщин – видимо, делает «за русский этнос» эту важную и справедливую работу.
И опять и опять, народ, сидя в батискафе, их всех будет – только за это, потому что ведь больше совсем не за что – считать патриотами России. И опять тех, кто считает, что американцы нам помогают, будут считать агентами ЦРУ, предателями, русофобами, либеральными недобитками, которые и живы-то только потому, что «руки не доходят» …
Так чем же американцы нам, с моей точки зрения, помогают?
Помогают, прежде всего, в военном отношении. Это американцы тащат крест «мирового жандарма». Так не тащите, ребята, вас никто не просит! – воскликнет российский читатель.
Они тащат этот крест без нашего совета и разрешения, в своих имперских интересах. Но мы, Россия, прячемся за их, американцев, широкими спинами. Пентагон работает реальным Министерством обороны – т.е. буквально «обороняет Россию» от угрозы внешнего вторжения. Потому что не будь их, не будь установленного ими «нового мирового порядка», в котором запрещены территориальные захваты (заметьте, что эти агрессоры не объявили колонией, ни Ирак, ни Кувейт, ни Саудовскую Аравию, ни Афганистан, ни Югославию, не навязали им своих «губернаторов», не грабят их, не лезут ни в их религию, ни в форму правления и т.д.), нас, обессиленную Россию, которая 10 лет топчется в Чечне, Россию, у которой есть батискафы, но нет средств их спасения, Россию, с водородными бомбами, но с развалившейся армией, так вот эту самую Россию, с ее нефтью, газом, алюминием и безлюдным Дальним Востоком – эту Россию давно бы «попробовали на зуб». Кто? Может быть Великий Китай – наш «естественный союзник» против американцев. Может быть Иран, который мы так спешим вооружить атомной бомбой.
Чушь собачья, нападение на ядерную державу невозможно! – воскликнет читатель. Да, готов согласиться (хотя, среди руководителей, скажем, Ирана есть люди более религиозные, нежели рациональные). Да, нападение невозможно – но гонка вооружений с Китаем возможна. Только вот возможна ли, посильна ли она для России? А если невозможна и непосильна, если военный разрыв становится гигантским (догадайтесь с трех раз, в чью пользу!), а США ПРИ ЭТОМ БОЛЬШЕ НЕТ, то уверенно ли будет себя чувствовать при этом Россия? Да, реальное нападение невозможно – но психологическое напряжение в отношениях с братскими мусульманскими странами вполне возможно. О, конечно, исламисты помогают России и русскому этносу, убивая евреев – да здравствует гуманист-Проханов. Но пока шаловливые ручонки этих друзей России связаны врагом России – Вашингтоном – ситуация одна. А если бы друзья России были вполне свободны в своих действиях, то ситуация была бы, пожалуй, и немного другая, нет?
И, наконец, если вся эта угроза с Юга в любом случае несущественна, то объясните мне, Христа ради – на кой черт нам вообще нужна армия? А, да, простите, забыл – чтобы противостоять агрессии НАТО и США. Впрочем, мне, агенту ЦРУ, про это забыть простительно. Да и неважно – главное, что патриоты не забывают …
В общем, покажите мне такого, самого ярого анти-американиста, который – даже после второго стакана – скажет, что, да, без США, без их военно-политической гегемонии в мире, РЕАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ России по всей нашей азиатской границе будет выше. А так-то лаяться на Америку легко – благо она обеспечивает нам условия для безопасного лая … «Когда бы вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было, что эти желуди на мне растут». Нашли дураков – поднимать рыло …
Мне часто говорят, что я – большой патриот Америки. Нет, ребята – я не патриот Америки, не патриот Израиля. Я, наверное, в какой-то мере все же патриот России – живу я здесь. Но вообще-то само понятие «патриотизма» кажется мне сильно бессмысленным. Верно, в этом «последнем убежище» собралась порядочная кодла негодяев – по крайней мере в России. Но дело даже не только в зловонии (буквально – запахе нестиранного зла), который валит из этой клоаки.
В августе 1945 патриотизм получил первый смертельный удар: американские патриоты сбросили на японских патриотов атомную бомбу. Большая война – высшее проявление патриотизма Больших наций – была убита, стала невозможной. А без этого «последнего проявления» патриотизм уже превратился в кастрата. Что за патриотизм без военного оправдания? А 12 апреля 1961 года патриотизм получил второй смертельный удар. В этот день бесспорный патриот России, на корабле, созданном другими патриотами, в ходе беспощадной гонки вооружений, взлетел в Космос. Народ ликовал – потому, что мы оказались впереди планеты всей. Но была тут и другая, не столь наглядная причина для ликования – впервые понятие «планета вся» стало таким простым и буквальным. Появилась точка, откуда планета вдруг видна разом, вся.
Зем-ля-не. Так назывался какой-то советский ансамбль, но так поневоле зовемся все мы, кучка боящихся друг друга, завидующих друг друга, непонимающих друг друга существ, пихающихся на ничтожно-малой точке во Вселенной. И наши геополитические и национальные споры – с этой точки зрения – так же судьбоносны, как и все остальные футбольные страсти-мордасти … Проблема лишь в том, что технически Человечество до этой точки уже добралось, а психологически люди все никак не могут это осознать.
Впрочем, бытие определяет сознание. Не тысячи как в XIX, не миллионы, как в первой половине ХХ, а десятки и сотни миллионов людей в XXI веке обречены жить так: родился в одной стране, учился в другой, работает в третьей, переезжает в четвертую, мать, отец, жена, невестка, зять – все разных и смешанных национальностей. Этому отчаянно сопротивляются все националисты и фундаменталисты и пока они это делают без физического и духовного каннибализма, это – их святое право. Но «процесс пошел», остановить его так же невозможно, как остановить Интернет, глобальные финансовые, информационные, человеческие потоки. Государственный суверенитет – не только России, но и США – вполне относителен. Не только глобальные физические процессы (климат, эпидемии, угрозы из Космоса), но и глобальные научные, технологические, культурные (мода, скажем!) процессы – первичны, национально-государственные границы – все более и более вторичны. Сети, свободно проходящие сквозь страны и начинка этих сетей – отдельные человеческие песчинки – первичны, национальные государства – вторичны.
Ясно, «по мере приближения бесклассового общества нарастает классовая борьба» - чем глобальнее мир, тем агрессивнее и отчаяннее национализм. Но луддиты, разрушители будущего, защитники прошлого, до сих пор ни разу не выигрывали во всей Истории.
Я вовсе не фанат «прекрасного нового мира», массовой культуры. Горячая вода, Интернет, кредитная карточка – вещи удобные, но то, что имеет место (временный?) спад культуры – совершенно очевидно. В XVII веке в Европе было, наверное, несколько десятков тысяч образованных людей, среди них Ньютон, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Паскаль. Сейчас в Европе несколько сот миллионов образованных – и что? Как говорится: «Какой прогресс, какой прогресс! Сейчас в Тульской писательской организации 100 членов, а до революции был один Толстой».
Но «нравится, не нравится – спи, моя красавица». «К чему напрасно спорить с веком – обычай деспот меж людей».
И пока США являются мотором – технологическим, экономическим, военно-политическим – этого глобализующегося мира. И по сравнению со всеми кандидатами на мировое господство – Римом, Чингисханом, Наполеоном, не говоря уж о Гитлере – эти «императоры Земного шара» наиболее гуманны, держат мир «на длинном поводке». Не их заслуга – таков дух времени. Впрочем, дух времени тоже определяют во многом они …
Так что, вслед за Ельциным (когда он выступал в Конгрессе) повторю: «Боже, благослови Америку!». Потом Б.Н. помялся и добавил: «… и Россию – тоже». А что? С Бога станется, он не чей-то патриот, его на всех хватит.
P.S. Кстати, многие патриотические граждане могут воскликнуть: «да о чем это он вообще? Ведь моряков-то спасли не американцы, треклятые, а благородные англичане! А против англичан мы чего – мы ничего …».
Все верно. Простите, простите, больше не буду. Раз трос перерезали англичане – то точно, никакой проблемы единой глобальной цивилизации не существует и повода говорить о ней нет.