Инсайд. О скандале вокруг Российско-монгольской школы
В Монголии назревает конфликт, который может стать триггером ухудшения российско-монгольских отношений. Вероятно, монгольские власти идут на такой шаг осознанно.
По крайней мере, так выглядит ситуация вокруг одной из лучших школ Монголии — Совместной монгольско-российской в Улан-Баторе. Конфликт, который на первый взгляд выглядит банально коррупционным, приобретает международный характер и выходит на уровень посольств и заявлений дипломатов.
В двух словах о сути конфликта. В монгольской прессе поднялась очередная шумиха, связанная с обвинениями в коррупции первого и пока единственного директора этого элитного учебного заведения Ж. Соронзон. Она возглавляла коллектив педагогов школы с самого его создания в 1994 году.
Соучредитель школы, Министерство образования и науки Монголии (министр — Л. Энх-Амгалан), на днях уволил Ж. Соронзон. Причем, сделал это без согласования с другим соучредителем — Министерством образования и науки России.
Посольство России в Монголии опубликовало на своем официальном сайте заявление «О совместной российско-монгольской школе (известной как школа № 3 г.Улан-Батора)», в котором говорится о том, что учредитель школы (Российская Федерация в лице Минобрнауки РФ) «не может не иметь вместе с монгольским учредителем участие в определении целесообразности замены директора, если для этого появятся и в самом деле веские основания».
Кроме того, российское посольство заявило о том, что школа была создана на базе российской собственности (учебного здания и жилого дома для персонала школы), что обучение в ней ведется на русском языке по российским стандартам, и что смена руководства школы в начале учебного года «вызывает дискомфорт как у учащихся школы, так и их родителей», которые «обеспечивают львиную долю бюджета» школы (86 % бюджета — родительские взносы, 14 % — поступления из госказны Монголии).
В ответ на заявление российского посольства министр образования и науки Монголии Л. Энх-Амгалан, член правящей Монгольской народной партии, в резкой форме заявил о том, что третья школа Улан-Батора на 100 % принадлежит Монголии, что Россия «не вносит ни копейки в финансирование школы», и что «84% текущих затрат на образовательную деятельность оплачиваются родителями и 16% — налогоплательщиками Монголии».
Министр Л. Энх-Амгалан заявил также, что «посольство любой страны не должно выступать с заявлением о несвоевременности приказа министра правительства и науки образования», и что вообще «Монголия — независимая страна».
Ожидается, что в ближайшее время Министерство образования и науки Монголии выступит с официальным заявлением о ситуации с Совместной монгольско-российской школой.
Конфликт вокруг третьей школы Улан-Батора возник в тот момент, когда на завершающей стадии находятся переговоры об открытии в столице Монголии новой российско-монгольской школы в одном из отдаленных районов города.
По оценкам экспертов эта ситуация может существенно ухудшить монгольско-российские отношения в целом.
Справка Monuzel:
Совместная монгольско-российская школа № 3 г. Улан-Батора — флагман российского образования в Монголии, лидер в десятке топ-школ Монголии и одна из лучших российских школ за рубежом. В школе обучаются 2710 учеников, при поступлении в школу проводится вступительный конкурс. В 2022 году все учащиеся 10-х и 12-х классов успешно сдали ЕГЭ и получили аттестаты российского образца. В 2022 году 52 из 118 выпускников поступили на бесплатное обучение в самые престижные российские и зарубежные университеты, входящие в ТОП-50 мировых вузов (Канады, США, Японии, Турции, Германии, Кореи). Остальные выпускники поступили в монгольские вузы.
Основные предметы ведутся на русском и монгольском языках с привлечением свыше 240 специалистов из России и более 40 — из Монголии. Более 100 учителей из Республики Бурятия, несколько десятков — из Иркутской области. В школе также преподают учителя из КНР, США, Японии, ФРГ, Великобритании, Австралии, Канады, Италии, Чехии и Бразилии.
Директор школы Ж. Соронзон — заслуженный учитель Монголии, почетный работник общего образования РФ, обладательгосударственной награды — медали А.С. Пушкина, 30 лет работает директором школы. В прессе писали о том, что она устроила на работу своего мужа — доктора юридических наук Н.Лундэндоржа.
Вопрос об увольнении директора совместной монгольско-российской школы требует консультаций с российским учредителем, поскольку является юридически не урегулированным в уставе школы. Там закреплено лишь положение о праве Министерства образования и науки Монголии на назначение, но ничего не говорится о праве снятия директора с должности. В юриспруденции одно право не обязательно автоматически влечет за собой другое.
Источники MONUZEL утверждают, что ФГУП «Росзагрансобственность» считает, что здание школы до сих пор является собственностью РФ. Хотя не исключено, что существуют какие-то другие спорные документы, по которым этот объект на 100 % принадлежит Монголии.