Телеграм Бурятии за неделю: задержание Матвеева, увольнение Цыбикжапова и розыск Балтатаровой
Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 26 сентября по 3 октября включительно.
Присяга главы Бурятии и отставка правительства
Бурятские СМИ и телеграм-каналы на прошлой неделе сообщили о том, что в Иркутской области задержали экс-министра природных ресурсов Бурятии Сергея Матвеева. Новость широко разошлась по местному сегменту Телеграма, хотя к ней есть пара вопросов.
Наш бывший "любимчик" в Правительстве Бурятии Сергей Матвеев кажется скоро нормально присядет.
По нашим данным, его этапируют в Бурятию для проведения следственных действий с участником мутных схем с откатами Денисом Тонконоговым. Напомним, что ИП Тонконогов не может расплатиться с субподрядчиками за реализацию госконтракта по рекультивации свалки в п. Усть-Баргузин, что уже стало поводом для проведения митинга местными предпринимателями. Кроме того, сам Тонконогов проходит фигурантом уголовного дела за нарушения при реализации госконтракта по очистным в пригороде Улан-Удэ.
Все ниточки в этих схемах ведут к бывшему министру природных ресурсов Бурятии Матвееву, и как нам подсказывают, Денис Тонконогов готов дать на него показания. За свою готовность ему уже отменен домашний арест.
Проясняются обстоятельства уголовного дела задержанного на этой неделе экс-министра природных ресурсов Бурятии Сергея Матвеева. По данным региональных каналов, с Матвеевым проводят следственные действия, связанные со злоупотреблениями при заключении контракта на рекультивацию свалки в поселке Усть-Баргузин. Источники "Посадок" указывают на то, что в деле экс-министра также могут появиться эпизоды, связанные с производителем дронов ГК "Магнетар". Данная компания прославилась поставкой беспилотника для "Почты России" в Бурятии, который разбился сразу после взлета во время первой демонстрации в Улан-Удэ в 2018 году. Тогда анализировавшие ситуацию эксперты заявляли, что причиной провала, вероятно, был распил выделенных на проект средств.
В начале нулевых годов глава ГК "Магнетар" Андрей Нестеренко вместе со своей супругой проходили по делу о мошенничестве. Позже он обзавелся более серьезными связями и долгое время у него получалось продолжать свою деятельность, избегая уголовной ответственности. В 2014 году Нестеренко от лица другой своей структуры "АКБ Миллениум" предлагал свои разработки и в Иркутской области. В частности, он договаривался с руководителем проекта "Сохранение озера Байкал" (федеральный проект, входящий в нацпроект "Экология") Екатериной Удеревской о контрактах на создание "экокорабля" и обещал подарить дрон, следящий за экологическими угрозами. Однако, как отмечала Удеревская, Нестеренко ограничивался "красивыми презентациями" и уклонялся от более серьезных доказательств состоятельности разработок. А после того, как понял, что авансов таким образом не получит, он "ушел с горизонта". По словам той же Удеревской, с некоторых иркутских предпринимателей Нестеренко все-таки смог получить деньги под свои "разработки", но никаких реальных устройств так и не поставил.
Причина, по которой владелец зарегистрованного в подмосковных Мытищах "Магнетара" предпочитал искать контракты в Бурятии и Иркутской области, кроется в наличии административного ресурса в этих регионах. Представителем "АКБ Миллениум" в Сибири и Дальнем Востоке выступал ныне задержанный Сергей Матвеев. До того, как в 2021-2022 годах возглавить региональный минэкологии, Матвеев был заместителем директора филиала ФГБУ "Рослесинфорг" – "Прибайкаллеспроект". На этой должности он курировал вопросы развития и унификации деятельности в Сибирском, Дальневосточном и Уральском округах. Данная должность позволяла Матвееву формально и неформально продвигать эко-проекты структур Нестеренко. Помимо связей с чиновниками, у Нестеренко были покровители и среди высокопоставленных силовиков. Однако ресурсов и мотивации для спасения производителя дронов в текущей ситуации у них, вполне вероятно, не окажется.
При этом Матвеев сейчас в Иркутске, на свободе и прекрасно себя чувствует. Кажется, вас ввели в заблуждение, коллеги…
У-волнительные настроения на Площади Советов
Вячеслав Цыбикжапов по собственному желанию покинул пост зампреда правительства Бурятии по социалке. Ранее Бабр писал о том, почему уход чиновника выглядит подозрительно.
Увольнение по собственному желанию зампреда правительства Бурятии Вячеслава Цыбикжапова оказался триггером для начала “исхода” бурятских чиновников с государственной гражданской службы. В коридорах Площади Советов многие начали шептаться по поводу ухода по собственному желанию от работы.
Такая новая тенденция появилась вдруг и совсем неожиданно. Получается, что быть ноёном в бурятском обществе стало не почетно и даже не выгодно! А это уже начало смены эпох в общественном сознании, радикальной смены смыслов и ориентиров.
Цыбикжапов не смог быть связующим звеном между главным буддистом РФ Аюшеевым и Цыденовым.
Хамбо может раскритиковать любого чиновника...Ну такой у нас хамбо)
Большой брат дотянулся до Казахстана
В конце прошлой недели оппозиционная журналистка из Бурятии Евгения Балтатарова, эмигрировавшая в Казахстан, была задержана местными силовиками из-за нахождения в межгосударственном розыске по статье “Дискредитация вооруженных сил РФ”. Пока что Евгению отпустили, но, судя по всему, вскоре ее могут забрать на Родину уже российские оперативники.
Журналистку из Бурятии Евгению Балтатарову задержали в столице Казахстана Астане. Об этом она сообщила в своём телеграм-канале. Как рассказала Евгения, это случилось у офиса Бюро по правам человека, где она с группой коллег обсуждала положение беженцев из России.
«Меня задержали в связи с международным розыском по статье 207.3 часть 2. („Дискредитация Вооруженных сил РФ“), — написала Балтатарова. — Со мной все хорошо, у меня хорошие адвокаты и правозащитники».
В разгар встречи мне начал названивать якобы мой участковый и требовал, чтобы я дала объяснения по уголовному делу в России. По рекомендации коллег я попросила его прислать мне повестку на адрес Бюро. Когда мы закончили и уже спустились вниз, даже сели в такси, к нам подбежали двое сотрудников в штатском и сказали, что они меня задерживают для допроса в Сарыаркинском РОВД. Что я нахожусь в международном розыске. Статью они не назвали. Ее у сотрудников выяснил мой коллега правозащитник. Мне пришлось с ними поехать. По дороге я позвонила знакомой адвокатессе и успела написать пару постов в телеграм. В РОВД все было весело сразу. На меня кричали, угрожали, что оставят на ночь в обезьяннике, если не подпишу документы. В основном это была подписка о невыезде. Меня пытались насильно дактилоскопировать, без моего согласия сфотографировали на личный телефон сотрудника, говорили, что у меня нет прав, так как я задержана и вообще в розыске. Ко мне два часа не пускали адвоката, ссылаясь на то, что у нее нет от меня письменного ордера. В конце-концов меня отпустили, я ничего не подписала, но написала жалобу на сотрудников, которые нарушили мои права. В сухом остатке есть я, на которую в России 23 марта (как выяснилось) было заведено уголовное дело о фейках ст 207.3 ч 2. В Казахстан я уехала 8 марта и об этом деле знать не могла. В розыск я была объявлена в июле. И есть Казахстан, у которого есть какая-то система обмена людьми в розыске с Россией. Как мне объяснил заместитель начальника РОВД им нужно было только зафиксировать факт, что они меня обнаружили (ну еще бы, я ведь и не скрывалась, у меня все в порядке с миграционными документами). Но странная процедура подписания документов ставит в тупик. Так как по ним я сразу лишаюсь многих прав. Нельзя покидать Астану, нужно отмечаться у инспектора и т.д. В перспективе, как и говорили полицейские, в Астану могут приехать российские оперативники и забрать меня домой в Россию.
МВД Казахстана прокомментировало задержание в минувшую пятницу бурятской журналистки Евгении Балтатаровой (напомним, вчера же она была отпущена).
Согласно заявлению МВД, она «находится в межгосударственном розыске (розыск СНГ) по ст.207 ч.1 УК Российской Федерации».
«Волшебным образом, – пишет Балтатарова, – вменяемая мне по розыску статья 207.3 часть 2 превратилась в статью 207 часть 1. Теперь это уже не распространение фейков про российскую армию, а заведомо ложное сообщение о терроризме. Финт в том, что по первой статье депортация невозможна, так как соответствующей статьи в УК Казахстана нет, а по второй еще как. Судя по всему меня будут еще раз задерживать и попытаются депортировать».
Напомним, ранее Балтатарова сотрудничала с каналом «Утро Бурятия» Ильи Пономарева, однако отказалась от совместной работы после заявлений экс-депутата Госдумы о переходе к террористическим методам борьбы.
Фото: Евгения Балтатарова во время задержания
Стилистика, орфография и пунктуация авторов сохранены.