Малолетний ребенок — правитель Иркутска
За свою многолетнюю историю Иркутск повидал разных правителей. Среди них попадались и яркие личности, и прожженные мошенники. Почти триста лет назад в нашем городе произошли необыкновенные события. После них Иркутск — этот забытый Богом уголок земли — стал известен на всю страну.
В Иркутске вспыхнул бунт. Воевода, назначенный Москвой, был свергнут. Его место занял малолетний ребенок, а при нем был избранный горожанами регент. Такого еще не было в российском царстве-государстве, чтобы одной из его провинций управляли младенец и демократически избранный государственный муж.
Казачий бунт
В 1695—1696-х годах иркутским воеводой являлся Афанасий Савелов. За время своего правления он настроил против себя население всего Иркутского уезда, в состав которого входило тогда и Забайкалье. Савелов нагло обращался с подчиненными, брал многочисленные взятки, присваивал денежное и хлебное жалование служивых людей. При поездках по деревням для вымогательства взяток воевода возил с собой заплечного мастера — палача. Естественно, все это вызвало недовольство казаков, крестьян и посадских.
Первыми против воеводы поднялись забайкальские казаки. Они обвинили Савелова в государственной измене, после того как однажды захватили воеводского посланца с товарами к монгольскому хану. Этот хан являлся противником продвижения русских на восток. Среди захваченных предметов, которые казаки разделили между собой, так как воевода задержал выплату им жалования, были найдены товары, запрещенные для заграничной торговли: огнестрельное оружие. Воевода продавал ружья ойратскому хану, который мог использовать их при набегах на русские земли.
Бунт против изменника-воеводы охватил остроги западного Забайкалья. Казаки и стрельцы Кабанского, Верхнеудинского и Селингинского острогов отказались подчиняться иркутскому воеводе. Они устранили от управления острогами приказчиков, назначенных Савеловым, и заменили их своими выборными. Наконец, в июле 1696 года казаки с оружием, барабанами и развернутыми знаменами поплыли через Байкал к Иркутску. Во главе казаков и стрельцов стояли следующие личности: Антон Березовский, Моисей Борисов, Емельян Паникадильников, Семен Краснояр и Кузьма Кудреватый.
Осада острога
Казачья флотилия пристала недалеко от города. Казаки отправили своих представителей к воеводе с требованием выдать им хлебное и денежное жалованье за последний год службы. Однако деньги, присланные из Москвы для служивых людей, Савелов уже успел растратить на собственные нужды. Испугавшись казаков, он заперся в деревянной городской крепости в надежде там переждать лихое для себя времечко. Тогда бунтовщики обратились к городским жителям, чтобы они отказали Савелову от воеводства и выбрали своего приказного. Просьба казаков смахивала на государственное преступление, и иркутяне пока побоялись поднять руку на ставленника московского царя. Дальнейший ход событий придал им необходимую храбрость.
Чтобы удалить казаков от Иркутска, воевода предложил им плыть за казенным хлебом в Бельский острог (по Ангаре). Казаки, остро нуждавшиеся в хлебе, уплыли. Тем временем Савелов отправляет гонцов в Москву с доносом на казаков, но казаки захватывают посланцев воеводы и убивают их. Возвратившись из Бельского острога, казаки опять осадили Иркутскую крепость. Они кричали иркутянам, чтобы те сменили ненавистного воеводу. Савелов распорядился направить в сторону казаков пушки и ружья.
Когда казаки проходили мимо воеводского двора, на них напали охранники Савелова. Казаки выхватили ножи и стали обороняться. Перевес оказался на стороне забайкальцев. Воевода, запершись в "малом городе", отправил своих людей для переговоров с бунтовщиками и потребовал от них, чтобы они уплыли за Байкал. Казаки ответили в следующем духе: "Уноси-де ты от нас свои ноги". Семь дней воевода со своими людьми находился в осаде.
До стрельбы дело, однако, не дошло, казаки уплыли обратно, пообещав на прощание, что еще вернутся для расправы с Савеловым. Взять штурмом Иркутский острог им было не под силу по одной простой причине: приступить к осаде такой крепости могло лишь хорошо вооруженное войско. Забайкальцы же, посаженные воеводой на голодный паек, едва сводили концы с концами, и каждый выстрел у них был на строгом счету. Правда, они могли поджечь острог, но отказались от этой затеи из-за ее бесперспективности.
Кровавая развязка
Пришлось с зарвавшимся воеводой расправляться иркутянам. Они устранили Савелова мирными методами. На смену Савелову из Москвы был послан новый воевода, Полтев, который умер дорогой. В Иркутск приехала жена Полтева с маленьким сыном. Воеводой по логике вещей до прибытия нового московского назначенца должен был опять остаться Савелов, но иркутяне решили во что бы то ни стало избавиться от него. Воспользовавшись указом о назначении нового воеводы, "мирской совет" иркутских жителей постановил отстранить Савелова от власти и утвердить воеводой мальчика Николая Полтева, а в помощь ему избрать управителем делами иркутского служивого человека Ивана Перфильева.
Афанасия Савелова заставили прийти в воеводскую приказную избу. При сдаче дел старым воеводой Перфильеву был принесен на руках в приказную избу малолетний воевода Полтев (летописец рассказывает, что воевода плакал). Таким образом, в Иркутске установилось своеобразное регентство: формально воеводой считался Николай Полтев, а фактически городом и уездом управлял выбранный посадскими и казаками Иван Перфильев.
Иркутску пришлось в первый год правления этого малолетки выдержать осаду бурят, сделавших набег из ближайших к городу кочевий. Попытка эта осталась без успеха, и с тех пор Иркутск никаким более нападениям извне не подвергался.
В Москве, узнав об иркутских событиях, поспешили придать им законную форму и признать полномочия младенца-воеводы. Управление Перфильева, которого очень уважали иркутяне, как и все хорошее, продолжалось недолго, до 1699 года. Это было редкое и вольготное время для городка. Когда Перфильева сменил новый воевода, начался розыск по выступлению забайкальских казаков. Одновременно в Москве началось следствие по действиям Савелова. Репрессии обрушились главным образом на забайкальцев. Главные участники этого дела были казнены.