Что в будущем твоем, Иркутск?
Депутат Законодательного собрания Алексей Козьмин размышляет о настоящем и будущем города.
- Алексей, историей и географией Иркутску определено быть столицей Восточной Сибири. Тем самым центром, который в состоянии тащить за собой весь регион, быть лидером его развития. В то же время сегодня, как мы видим, Иркутск не в состоянии не только быть лидером регионального развития, но и даже справиться со своими текущими проблемами...
- Да, сегодня Иркутск проигрывает в конкурентной борьбе. Надо же понимать, что между региональными центрами идет постоянная конкуренция - за ресурсы, за финансы. Главное - конкуренция за людей, за кадры. Мы сегодня эту гонку проигрываем.
Например, существует устойчивое мнение, что Иркутск – это один из центров образования и науки. Но сегодня иркутские вузы в списке рейтингов вузов страны занимают далеко не самые высокие строки, уступая многим своим соседям в Красноярске, Томске, Новосибирске. Многие выпускники, часто лучшие, уезжают из Иркутска, получив образование, в другие регионы, так как не могут найти здесь применения своим знаниям и умениям. В тяжелом положении сегодня и когда-то мощный научный потенциал Иркутска.
Так постепенно из столицы, из центра какого бы то ни было - промышленного, научного, культурного - мы превращаемся просто в некий населенный пункт, заселенный теми, кто не смог добиться успеха. Это путь к дальнейшей деградации.
Мало ли таких городов, которые когда-то были важнейшими центрами, а сейчас стали провинциальными городишками? Псков, господин Великий Новгород, Тобольск... К ним вполне может добавиться и Иркутск.
- Ну и что в этой ситуации делать? Что тут зависит от городской власти?
- На самом деле очень многое. Конечно, межбюджетные отношения в нашей стране, когда федеральный центр стягивает на себя все финансовые и природные ресурсы, - это трагическая, без преувеличения, страница. Но не Иркутску в этом случае жаловаться. В отличие от большинства городков и районов области, которые находятся в глубоком дефиците, Иркутск пока является городом-донором.
- Часто сравнивают Иркутск, скажем, с Красноярском, указывая, что вот там бюджет по доходам составляет почти 15 миллиардов, а у нас только пять...
- Ну, можно сравнивать, конечно. Но при этом не стоит забывать, что в Красноярске продолжают работать машиностроительный завод; единственный в России завод по выпуску комбайнов тоже там. А холодильники "Бирюса" – их же в Красноярске делают. У нас же остался один только авиазавод, все же остальные или прекратили свое существование, или кое-как выживают, не принося пользы ни себе, ни городскому бюджету.
Городская власть не должна, конечно, сама заниматься производством. Но привлекать потенциальных инвесторов, искать их, убеждать в выгодности вложений в экономику города - обязана.
Что может входить в понятие "привлечение инвесторов"? Да очень многое! Например, создание льготной системы налогообложения - в той части налогов, которые идут в городской бюджет. Не стараться увеличить налоговые ставки, а, напротив, облегчить налоговое бремя на период становления производства. Другое направление - создание инфраструктуры: транспорт, связь. Это привлечет тех предпринимателей, которые непременно заинтересуются выгодным положением Иркутска. Третье - защита предпринимателей от незаконных поборов со стороны чиновников. Ведь совершенно не секрет, что сейчас во всех властных органах вымогательство взяток стало нормой во взаимоотношениях власти и бизнеса.
Если эти проблемы будут решаться, то бизнес придет в Иркутск и будет здесь нормально развиваться. В том числе и принимать участие в решении социальных проблем.
- Как это? Ведь нередко говорят, что бизнесмен обязан только платить налоги...
- Ну нет, предприниматель, который в этом городе работает, должен участвовать и в решении проблем города. И мусор помогать убирать, и тротуары сооружать. Только вот как сейчас это делается? Возле своего магазина тротуар положил каждый так, как ему хочется, и получилась в результате мозаика. И то все это только в центре, а на окраинах - да хотя бы только отойди от центральных улиц - полный развал.
Главная задача администрации города - это роль координирующего, регулирующего начала. Выработка общей программы, плана развития городской инфраструктуры и его выполнение. С привлечением общественной активности, в том числе и предпринимателей. Они, я уверен, не откажутся сделать доброе дело для родного города, если будут видеть результаты своего труда, если поймут, что выделенные ими средства не по чиновным карманам расходятся, а идут на пользу городу.
- Да, но для того, чтобы выполнять такие задачи, нужна хорошая команда специалистов...
- В первую очередь нужна правильно выстроенная структура управления. Существующая сейчас система организации муниципальной власти в Иркутске здорово напоминает советский собес, который занимается текущими проблемами, не имея ни сил, ни времени на то, чтобы оглянуться вокруг и подумать над более общими вопросами.
Вот, например, Иркутск разделен на четыре муниципальных округа - Правобережный, Октябрьский, Свердловский и Ленинский. Это огромные, весьма разнородные формирования. В том же Правобережном округе одновременно и старый центр, и предместья Рабочее, Марата, Радищево, и микрорайон Топкинский... Совершенно разные по структуре, по своим проблемам части города. Всеми ими пытается управлять администрация Правобережного округа. Она занимает огромное шестиэтажное здание, аренда которого могла бы приносить до сотни миллионов в год в бюджет. В то же время нет властных структур, приближенных к народу, к гражданам, со всеми их проблемами и повседневными нуждами. Число чиновников растет, а управляемость городским организмом только падает.
Здесь важно наладить настоящее сотрудничество с общественным самоуправлением на местах. Первый опыт - в Солнечном - оказался скорее неудачным, но ведь и неудача его вызвана главным образом тем, что ТОС стали раздирать внутренние разногласия, вызванные недостаточно четкой организацией. Нет ни отчетности перед избирателями, ни возможности избирателей как-то влиять на это самое самоуправление. Все это надо учитывать в будущем.
Менять надо саму структуру. Сама городская администрация должна уменьшиться в числе и быть скорее штабом, центром выработки стратегических решений. А текущую работу по решению конкретных проблем надо передавать вот таким территориальным органам местного самоуправления. Вместе с частью бюджетных средств, выделенных для решения конкретных нужд конкретных городских районов.
- И все же каков главный критерий успеха или неуспеха в работе муниципальной администрации?
- В городе должно быть удобно, безопасно и приятно жить. Жить и работать. Чтобы исправно, без толкотни и пробок ходил городской транспорт. И общественный, и индивидуальный. Общественных автобусов должно быть столько, чтобы пассажирам не приходилось часами ждать их на остановке, но не столько, чтобы от них невозможно было проехать другим машинам на улицах. Должны быть исправны дороги - чтобы машины не разбивались на ухабах и ямах. Должны работать коммунальные службы, и не так, что жильцы, уже заплатившие за отопление, водоснабжение и канализацию, были вынуждены писать бесконечные жалобы: дескать, опять отключили воду или опять не делают ремонт в подъезде... Возвращаясь вечером с работы или из гостей, человек должен быть уверен, что дойдет до дома с целой головой, а отправляя ребенка в школу, - что вечером увидит его живым, невредимым и счастливым. При этом в конкуренции - о чем мы говорили в самом начале - выигрывает тот, кто предоставляет наилучшее качество жизни за наименьшую цену.
Есть тысячи объективных и субъективных причин, чтобы не делать то-то и то-то. А кому это интересно? Если человеку неудобно жить в Иркутске, если он не может тут найти себе работу по душе, по тому уровню квалификации, который он имеет; если в его квартире постоянно то нет горячей воды, то свет вырубают, то тепло отключают, он плюнет и уедет в какой-нибудь Красноярск. Просто потому, что ему тут скучно и неудобно. И любые объяснения он выслушает - может, даже и согласится, но все равно уедет. Туда, где сможет себя реализовать и за свой труд иметь достойные условия жизни.
Речь ведь не только о зарплате, но и о том, что на один и тот же рубль в разных городах можно купить разное количество тех или иных благ. А дороговизна - это ведь тоже сигнал, что в организации снабжения города что-то хромает. Рядом с нами Усть-Ордынский округ, который мясом и молоком может завалить всю Иркутскую область, а в Иркутске на мясо цены уже запредельные. Что делается для налаживания прямых связей крестьян с городом? Ничего! Цены на жилье в Иркутске достигают московских. Кто анализирует причины этого явно ненормального положения? Нет промышленности стройматериалов, кирпич мы в Красноярске покупаем. А что с нашими, местными заводами? Необходимо создание собственной индустрии строительных материалов - и это забота городской власти.
У Иркутска нет стратегии, и это самое главное. Конкретные решения могут быть различными, судя по стоящей проблеме. Но для того, чтобы город, как единый организм, полноценно жил и развивался, нужна стратегия. Вырабатывать ее сегодня некому...