Мнение: кому он нужен, этот Израиль?
В связи с уничтожением еврейских поселений в секторе Газа снова стала актуальной тема судьбы Израиля. О неизбежности исчезновения этого государства в обозримой исторической перспективе умные люди говорят уже пятнадцать лет.
В конце 80-х, когда стало ясно, что холодная война закончилась и противостояние двух систем уже не определяет мировую политику, эти самые умные люди весьма резонно замечали, что Израиль больше никому не нужен, а без обширной помощи извне устоять против арабского натиска еврейскому государству не удастся.
Сегодня эти размышления выглядят еще более актуальными. Исламский мир за эти годы усилился настолько, что стал одним из ключевых факторов международной политики; Европа, и раньше не особенно поддерживавшая Израиль, сейчас, под давлением внутреннего арабского лобби, придерживается однозначно пропалестинской позиции; Россия, хоть и оказалась в своей борьбе с терроризмом в близкой с Израилем ситуации, ссориться с арабским миром ради Израиля не намерена; Китаю - новому мировому лидеру - весь этот Ближний Восток до лампочки. Что же до США, то поддержка Израиля для них с каждым годом становится все более обременительной: именно этой поддержкой во многом обусловлен антиамериканизм арабского мира, который создает самые серьезные проблемы американской политике и безопасности. К тому же теперь у них и без Израиля есть форпост на Ближнем Востоке: Ирак. И если сегодня поддержка Израиля объясняется влиянием в Белом доме неоконов, тесно связанных с сионистскими организациями, то что будет, когда администрация сменится и они покинут Вашингтон? С точки зрения прагматики ни у одной страны нет почти никаких резонов поддерживать Израиль; более того, он не просто больше не нужен - он мешает.
Однако сегодня, когда мы переживаем кардинальный слом существующей мировой политической системы, а конфигурации системы будущей пока даже и не обозначились, следовать политической целесообразности и буквальной прагматике весьма опасно.
Существование современного светского, прозападного (а в этом контексте и Россия - однозначно Запад, как и Япония) государства на Святой земле в системном противостоянии цивилизаций может оказаться куда важнее, чем все нынешние резоны real politic.
Полноценное государство, выросшее на пустом месте трудами уже трех поколений, превративших пустыню в цветущий сад, при формировании новой мировой системы вполне может оказаться необходимым элементом, отсутствие которого окончательно склонит чашу весов в сторону размывания национальных государств и упразднения государственных суверенитетов.
При беглом взгляде мы видим, что Израиль является раздражителем для исламского экстремизма и само его существование провоцирует противостояние исламского мира с европейской цивилизацией. Но что будет, когда этот раздражитель исчезнет? Не станет ли конец Израиля концом нынешней постколониальной системы светских арабских государств, не станет ли "историческая победа над главным врагом арабского мира" мощным толчком для реализации глобального фундаменталистского проекта? Один из саудовских шейхов на встрече с одним из российских бизнесменов еврейского происхождения признался: "Пока есть Израиль, есть и шейхи, не будет Израиля, не будет и шейхов". Возможно, он лукавил перед деловым партнером, но в любом случае слова его не выглядят совсем уж бессмысленными.
Дело, разумеется, не только в Израиле и его судьбе. Общий кризис real politic требует новой прагматики. Прагматики, которая не презрительно и не свысока смотрит на ценностную систему - будь то культурная, цивилизационная или государственническая.