И тут выходит он, весь в белом...
В прошлый раз я написала о театре одного актера – о декорациях, смене костюмов. Актер играл свою роль с упоением. Он нравился себе – это было очевидно. Если бы я писала эту тему сегодня, то добавила бы летний светлый костюм, в котором наш герой рулил белой же, кажется, «Волгой».
Прелестный получается образ – настоящий рулевой. Всегда и везде, какой бы прикид он себе ни выбрал. Теперь я предлагаю вспомнить, что происходит в жизни примерно в то же время, когда президент «берет публику» активными перемещениями в пространстве с сопутствующим маскарадом.
Можете считать ниже перечисленное штрихами к реальному портрету власти.
1. Регионы один за другим чуть не на коленях просят нашего героя не покидать сцену. Полеты президента не во сне, а наяву сопровождаются информационным обеспечением, ради которого, собственно, все эта лажа и затевалась. Мысль понятна и проста: плевать нам на Конституцию, останься!
2. Гарри Каспарова без охоты впускают в страну после отпуска с семьей. Каспаров – известный оппонент Путина. Но помимо всего прочего, Каспаров – просто очень известный человек. Он настолько известный, что его все знают в лицо, причем во всем мире. Он – человек мира, без преувеличения. Но в кармане у него – российский паспорт. Вы можете себе представить, сколько раз чемпион мира по шахматам с этим самым паспортом пересекал границу собственной страны в обе стороны? Не можете, потому что не счесть. И вдруг – заминка. Тот же паспорт, тот же Каспаров, та же граница, но почему-то тормозят. Да еще вслух обсуждают, что долго тормозить не могут, потому что нельзя же не пустить в страну гражданина этой самой страны. Надо объяснять, что чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова могут остановить на границе только по указанию из Кремля? Не с Лубянки, а из Кремля, потому что это скандал высшего уровня. А как раз низший уровень, то есть пограничник, не может его не пропустить, руководствуясь пока не отмененной логикой – гражданин РФ имеет право въехать в РФ. Но факт: открытому оппозиционеру Каспарову поставили метку в компьютере.
Власть, пытающаяся воспрепятствовать въезду в страну любому своему законопослушному гражданину, выглядит маргинально. Власть, которая полчаса держит в неведении на границе собственного чемпиона мира – глупо. Власть, которая задерживает на границе собственного чемпиона мира и политического оппозиционера – взбалмошной и слабой. Гарри Каспаров за полчаса своего стояния на границе собственной страны нарисовал полный и реальный портрет нынешней власти. Спасибо ему. И хоть тут трижды летай на бомбардировщиках и плавай на подводных лодках… Чисто портрет Дориана Грея.
3. Другой оппозиционер нынешней власти Михаил Касьянов может, конечно, вернуться из затянувшегося отпуска на родину, но пусть учтет недавний инцидент с Каспаровым – раз. И два – домик-то в Сосновке могут и снести, не дожидаясь хозяина. Помните, как в том анекдоте, когда еврей во время наводнения все ждал, что бог его спасет. И лодка за ним приплывала, и вертолет за ним прилетал, а он всем говорил, что бог его спасет. И когда он, наконец, предстал пред богом, то начал с упрека: «Я так тебе верил, а ты меня не спас». А бог ему говорит: «А кто тебе лодку присылал, и вертолет?» Так и с Касьяновым. Предупреждают мужика все время: не надо обратно ехать. Особенно после разных там предисловий ко всяким нехорошим книжкам. Не нравится тебе власть в твоей стране – вот и отвали. В другую. Обычная ошибка авторитарного режима, который ассоциирует себя со страной. Видимо, задача формулируется так: создать в стране невыносимые условия для всех, кому что-то не нравится. Их немного, но и их не хочется. Пусть валят. Сажать-то неохота, потом проблем не оберешься, как с этими двумя в «Матросской тишине».
4. Это правда. Эти двое весь кайф портят. И в то время, как наш ведущий актер катается на «Волге», заключенный Ходорковский вспоминает 19 августа и победу над ГКЧП, о котором напрочь уже пять лет как у власти ни словом не вспоминает бывший подполковник КГБ Путин. И даже тот факт, что этот подполковник пришел к власти как преемник Ельцина, для которого 19 августа до конца жизни значит очень многое, не выводит нашего героя из состояния глубокой исторической амнезии. Ну не помнит он этот день. А Ходорковский именно в этот день объявляет сухую голодовку – как знак солидарности с другом, брошенным в карцер в наказание за политическую неугомонность Ходорковского, и как знак оппозиционности нынешней власти, посадившей их в тюрьму и вычеркнувшей этот день из истории. Впрочем, эти два факта каким-то незримым образом взаимосвязаны.
5. А в промежутках между полетами, плаванием и катанием на «Волге» ребята пилят «Сибнефть». Причем так откровенно и громко, что уже весь мир знает, что пилят Путин с Сечиным. Один пилит для «Газпрома», а второй – для «Роснефти». Два государственных мужа, практически номер 1 и номер 2 в стране, как-то странно себя ведут. Если речь идет об интересах государства, которое хочет контролировать «свою» нефть, то какие могут быть споры между двумя главными государственными лицами? Споры между первым и вторым (де факто) чиновником страны могут быть только в том случае, если речь идет об их личных интересах. Но тогда анекдот о высоком государственном смысле отъема собственности у олигархов (даже за выкуп, как в данном случае) можно втюхать разве что восторженной туристке, падающей в обморок при виде выходящего из белой «Волги» президента. Причем только в первые пять минут, потому что потом дамочка все же придет в себя.
6. В то время, как президент пиарит себя с туристкой, другие женщины спят в зале суда, который должен же в конце концов объяснить им, как погибли их дети год назад (!) в бесланской школе. Год они просят, требуют, слезно умоляют сказать им правду. Год идет якобы расследование. Год работает парламентская комиссия, встрече с которой Путин предпочел прогулку на «Волге». Через год мути, тайн, странностей, недомолвок и унижения эти женщины, которым нечего терять, потому что они всех потеряли, сказали: «Виноват Путин». Человек, который не захотел встретиться с ними и извиниться. Президент, за которого они голосовали и который ни за что не отвечает. Это они сказали.
Я же говорю – там, в углу дальней комнаты, скрытый от посторонних глаз, есть реальный портрет нашего героя, то есть нынешней власти. К нему все «прилипает». И когда будут выносить вещи и костюмы – потому что спектакли же не бывают бесконечными – то мы, как всегда с опозданием, увидим реальность, и нам поплохеет – точно, как это описано у Оскара Уайльда. Собственно, между восторженными воплями: «Путин, останься навсегда, плевать на Конституцию!» и горькими словами бесланских матерей: «Это такая трагедия, что мы живем с президентом, который ни за что не отвечает» – и есть эта реальность, которую так старательно заминают в вихре маскарада.