Умри до пенсии!
Говорят, что Никита Хрущев, когда объявил лозунг «догнать Америку», в своем кругу добавил, что обгонять ее нам не следует. Потому что тогда она увидит наш голый зад.
Хрущев, несомненно, был знатоком тогдашней власти. И своим дополнением напомнил, что форму и содержание ее деятельности нужно наблюдать с разных сторон. Форму — спереди, а содержание — сзади.
В России изменилось очень многое и очень сильно. Кроме власти. Она осталась прежней. Поэтому для понимания смысла любых ее действий нужно обязательно заглядывать с тылу — любые противоречия сразу разъясняются.
Например, Д. Аяцков, получив назначение послом в Белоруссию, первым делом сообщил общественности, что он думает об А. Лукашенко. Причем отнюдь не в дипломатических выражениях. Спереди на этот цирк смотреть — ничего не понятно. С чего свежеиспеченного посла вдруг занесло на личные оценки главы страны своего будущего пребывания? А сзади заглянуть — все становится на свои места. Купил мужик должность посла. И, как всякий покупатель, пользуется покупкой так, как ему хочется. И не оглядываясь на МИД — он же не в нем покупал должность, а в Кремле.
Новая пенсионная система спереди выглядит вполне цивилизованной. Но народ тем не менее живет ожиданием неприятностей — увеличения возраста выхода на пенсию. Потому что понимает: ему пока что демонстрировали цивильный фасад пенсионной системы. И ждет, когда она покажет ему свой зад: свое содержание, которое, по опыту, будет иметь мало общего с наблюдаемой формой.
Начальник Пенсионного фонда Г. Батанов не так давно заявил, что вопрос увеличения срока выхода станет актуальным только после 2030 года — когда на одного работающего будет приходиться один пенсионер. А пока, с точки зрения мирового опыта, у нас все в ажуре: на одного пенсионера приходится 1,7 работника. Спереди вроде бы все в порядке. А как дело обстоит сзади?
Если половина экономики находится в тени (а это так), то на одного пенсионера приходится не 1,7 работника, а только 0,85. Откуда в этом случае браться деньгам? Что и подтверждается расчетами — по оценке Счетной палаты, к 2008 году дефицит Пенсионного фонда достигнет 23 млрд долларов. То есть вид сзади наглядно демонстрирует: пенсионная система уже находится далеко за критической чертой. А потому требуется или ликвидировать теневую экономику, или сдвинуть сроки выхода на пенсию.
Выводить из тени бизнес власть не собирается — это же отказаться от своих теневых доходов. Остается только поднимать пенсионный возраст.
Посмотрим теперь на юридическую сторону проблемы. Власть говорит, что принять закон об увеличении срока выхода на пенсию для нее невозможно в принципе — будет социальный взрыв. Спереди вроде бы все логично. Социальных взрывов власть и вправду боится. История с монетизацией это наглядно продемонстрировала. А как ситуация выглядит сзади?
Оттуда хорошо видно, что власти и не нужно принимать таких законов. Потому что нет закона, который бы обязывал власть оплачивать из бюджета дефицит Пенсионного фонда. И нет закона, который обязывал бы власть выплачивать человеку все три части пенсии — базовую, страховую и накопительную. Так что ничто не мешает власти при выходе человека на пенсию выплачивать ему только базовую часть, которой даже на коммунальные платежи не хватит. А что делать, если у ПФ дефицит? Тогда страховую часть пенсии начать выплачивать только через пять лет. И еще через пять лет начать выплачивать последнюю часть — накопительную. В итоге реальный выход на пенсию сам собой передвинется на 5—10 лет. И без принятия взрывоопасных законов.
Не просто так власть разделила пенсию на три части. Хотя в мире никто так не делает — имеется или страховая, или накопительная пенсионная система. На самом деле власть смотрела в свое будущее. Она ведь сможет честно отдавать ту часть пенсии, за которую отвечает, — базовую. А вину за задержку страховой и накопительной частей будет перекладывать на предпринимателей — формирование этих частей ведь зависит от них.
Изложенное позволяет сделать два вывода. Первый — обществу придется что-то менять. Или власть, или пенсионный возраст. Второй — наша власть все делает через… потому что именно сзади расположен доступ к ее содержанию. А там всего один проход — задний.