Телевидение занялось спасением России
Два новых канала, связанные с российскими властями, прославляют православную церковь и армию.
`Реклама - это пропаганда греха`. `Когда смотришь другие каналы, понимаешь, что все пропало`. . . Заставка нового телеканала `Спас` выполнена в минималистском стиле - оранжевые язычки пламени на черном фоне, но заявления его гостей претендуют на озарение свыше. То поп в черной сутане говорит о спасении душ при помощи телевидения, то металлист или балерина изрекают какую-нибудь мудрость. . . После армейского телеканала `Звезда`, который начал свое вещание в феврале, `Спас` - это второй тематический телеканал, созданный в пику ставшему привычным телевизионному разгулу и направленный на прославление главных ценностей: любви к Богу, родине и армии.
Кстати, один из журналистов, Иван Демидов, сначала работал над запуском `Звезды`, а потом стал главным редактором `Спаса`. Известный журналист, который начинал, как ведущий музыкальных программ, признается, что у каналов одинаковая направленность. `Православие в России - это больше, чем религия, - объясняет он, - это составляющая нашей государственной идеологии`. Поэтому ``Спас` будет политическим каналом`.
В одной из недавних передач на этом канале один высокопоставленный чиновник объяснял, почему в России невозможна цветная революция по примеру грузинской или украинской. Главный редактор `Спаса` и не пытается отрицать того, что оба канала были созданы в преддверии парламентских и президентских выборов: `Мы рассчитываем сыграть свою роль в 2007-2008 гг., хотя сейчас еще трудно определить, какой она будет. Наша аудитория остается довольно ограниченной (на сегодняшний день `Спас` могут принимать только 400 000 абонентов НТВ Плюс), но наша публика - это элита общества`.
На `Звезде` похожие послания исходят уже не от священнослужителей, а от людей в военной форме: `Мы готовы служить России`. Недавно там показывали семью военных, уехавших по контракту в Чечню. Супруги гладили форму и рассказывали, как они счастливы жить не в палатке, а в настоящем доме. Страшная реальность российской армии - дедовщина, самоубийства и ежедневная гибель солдат в Чечне, все же проглядывает отовсюду: мы догадываемся о ней по мрачным лицам призывников на заднем плане, или даже по признанию нашего образцового солдата, о котором писалось выше: `Мы скучаем по детям. Но в Чечню мы приехали, чтобы заработать побольше денег`.
`О проблемах российской армии говорят все`, - защищается Александр Лебедев, директор проекта `Звезда` в министерстве обороны. `Мы же хотим восстановить доверие народа к своей армии. И показывать больше позитива`. Полковник Лебедев обещает в скором времени показать реалити-шоу `Теперь ты в армии` (русская версия песни You`re in the Army Now) и проводить разные ток-шоу. Не без цензуры, конечно, как в старые добрые времена: `Нужно уважать своего зрителя, как и свою страну. В ток-шоу зачастую болтают невесть о чем. Для того, чтобы передача получилась, нужно вырезать бесполезную болтовню`.
`Это совершенно бездарный телеканал`, - возмущается эксперт по вопросам обороны Павел Фельгенгауэр, который быстро перестал его смотреть. `Он напоминает мне советское телевидение, в худшем его виде`. Его подозрения серьезны: `Сейчас мне кажется, что этот канал - просто средство освоения бюджетных денег. В армии этим заниматься умеют`.
Неопределенный бюджет
И действительно, руководство `Звезды` и `Спаса` не распространяется по поводу своего бюджета. Представители военного телеканала утверждают, что его финансирует государство, но не уточняют, о какой сумме идет речь. Он так и остался каналом для избранных: в Москве поймать его могут лишь те, у кого есть мощные антенны. `Спас` считается частной телекомпанией. Канал утверждает, что финансирование поступает от `православных предпринимателей`, которые ищут спасения души . . . или сближения с Кремлем.
"Liberation", Франция