Инсайд. И снова о проблемах туризма на Байкале
Мы привыкли к хвалебным одам «Батюшке Байкалу», к призывам хоть раз в жизни здесь побывать.
Специализируются на этом, как правило, местные туроператоры, заинтересованные привлечь туристов. А вот отзывы этих самых туристов публикуют только те, которые соответствуют «генеральной линии партии». Но есть и другие отзывы, и к ним тоже надо было бы прислушиваться...
И снова про великий туристический Иркутск и Байкал. Как известно, это розовая мечта всех иркутских чиновников — сделать бешеный многомиллионный поток туристов на Байкал, отчего якобы будет счастье всем, и никто не уйдет без денег.
Ну, мы не будем вспоминать узенький Байкальский тракт и пробки на нем до самой Большой речки в любой погожий выходной, когда на бережок едут простые иркутяне, а не миллионы туристов. Это мелочи. И трехдневные очереди на Ольхон тоже не будем вспоминать. Зачем о плохом-то.
Давайте поговорим о том, что на Байкале совершенно нечего делать.
Ну да, зимой прокатиться до ледяных сосулек, выпить водки и восхититься толщиной льда. При этом до ближайшего туалета — 50 километров. Летом доехать по миллиону кочек до Хобоя (напомню, сначала три дня в очереди на паром), выпить водки и восхититься видом сверху. Ну, хоть с туалетами проще — под каждым кустом. А делать-то чего? Купаться холодно, пляжей мало, нормальных гостиниц ноль (за исключением Маяка и отреставрированного экс-интуриста).
Что делают китайцы.
Берут какое-нибудь старое дерево. Хоть где. Выкладывают вокруг плитку. Ставят какие-нибудь красивые курильницы. Делают хорошую дорогу. Делают большую парковку. Огораживают забором. Строят пару гостиниц. Ставят десяток кафе и ресторанов.
Рисуют легенду — под этим деревом царица Цыси в таком-то году думала о высоком. Расписывают всю легенду, и не абы как — пишут ее в путеводителях, пробивают, чтобы она попала в Lonely Planet, снимают пару фильмов с обязательным участием буддийских монахов и мастеров кунг-фу.
И вуаля — поток туристов, сто юаней за вход, сто юаней за ночь в гостинице, пятьдесят юаней за поесть в ресторане с видом на легендарное дерево. И абсолютно никого не волнует, что царица Цыси не бывала даже в тысяче километров от этого место. Это называется бизнес на туризме. А то, что делают сейчас на Байкале, называется примитивным колхозом.
Поэтому Байкал — это туризм одного раза. Съездили, отметили в биографии, что были на великом озере — и больше сюда ни ногой.