Жизнь и смерть Леонида Мессмана
Творческая интеллигенция Иркутска поддерживает идею установить памятную доску на доме, где жил великий музыкант.
В помещении Органного зала при практически отсутствующих свободных местах прошел концерт, посвященный 15-летию со дня смерти Леонида Мессмана. В Иркутске нет ни одного настоящего ценителя симфонической музыки, которому не было бы известно его имя. Леонид Мессман был настоящей звездой и отнюдь не местного значения. Имя замечательного скрипача достойно того, чтобы стоять в одном ряду с мировыми знаменитостями, но он прожил свою трагическую, полную лишений, страданий, интриг и... творчества жизнь в Иркутске.
Какой-то рок преследовал Леонида Мессмана, кажется, с самого детства. Скрипач, которому прочили блестящую карьеру, всю жизнь боролся с нуждой и до последнего времени давал "лекторийные концерты", чтобы содержать семью. С присущим ему чувством юмора в 1969-м году в статье, посвященной 10-летнему юбилею Иркутского симфонического оркестра, Леонид Мессман написал: "Автор этих строк отсутствует - играет 7586 "лекторийный" концерт в ангарском ГПТУ".
Последние годы жизни напоминали нескончаемую борьбу независимого и гордого человека с бюрократической системой. Это было похоже на травлю: почти два года ему не давали играть, Леонид Мессман с трудом добивался участия в концертах, ему не дали разрешения на проведение юбилейного вечера, посвященного 20-летию работы в симфоническом оркестре и 40-летию творческой карьеры. В этой неравной борьбе Леонид Владимирович, как и многие талантливые люди, не смог победить - два инфаркта и преждевременная смерть прямо на сцене Иркутской филармонии, во время так называемого квалификационного экзамена. Его, солиста высшей союзной категории за личной подписью министра культуры СССР, признанного далеко за пределами Иркутска, вынудили участвовать в оскорбительном для него экзамене.
Близкие говорят, что Леонид Владимирович чувствовал приближение смерти. Врачи предупреждали, что он способен выдерживать значительные физические нагрузки, но стрессы для него - убийственны. Экзамен начался с утра, но комиссия соблаговолила выслушать Леонида Владимировича только в четвертом часу дня. Он сыграл сонату Грига, почти закончил "Крейцерову сонату". Успел положить скрипку и упал - сердце артиста не выдержало. "Скорая" приехала через 12 минут, но ничего сделать было уже нельзя.
... Леонид Мессман родился в Москве. Его отец - Владимир Мессман - был директором первого в России симфонического оркестра Красной Армии и Флота. Мама умерла очень рано, когда Леониду едва исполнилось пять лет. Уникальное музыкальное дарование проявилось очень рано - в шесть лет Леня Мессман написал свою первую оперу "Мука-Цокотуха". Неудивительно, что ребенок с такими способностями был рано замечен: он становится учеником школы для особо одаренных детей, где начинает учиться по классу скрипки у известного профессора А. Ямпольского.
Одноклассниками Мессмана были знаменитые Леонид Коган и Нина Бейлина. Сложись жизнь по-другому, Мессман, без сомнения, вошел бы в элиту мировой музыкальной культуры. Но это были
30-ые годы. Отца Леонида Владимировича арестовали как врага народа. Через год он был освобожден, но клеймо сына врага народа преследовало Леонида Мессмана всю жизнь. С такой формулировкой его отчисляют с третьего курса Московской консерватории.
Начались долгие годы скитаний: эвакуация в Алма-Ату, поступление в алмаатинскую консерваторию и честное признание одного из преподавателей: "Вас, Леонид, мне нечему учить, вы владеете инструментом лучше, чем я". Удивительное признание, если учесть, что оно было предназначено студенту первого курса.
С благородством собратьев по профессии Леонид Владимирович сталкивался еще не раз. В Томской филармонии, куда жизнь забросила его в поисках заработка и хоть какого-то жилья, во время прослушивания "первая скрипка" оркестра встал и сказал: я уступаю свое место этому музыканту, оно принадлежит ему по праву. Леонид Мессман испил свою чашу до дна: и преклонение, и восторг публики, и признание коллег, и ненависть, и зависть. Была в его жизни настоящая любовь. Беззаветно преданный своей семье и безгранично любящий дочь, последние восемь лет своей жизни Леонид Мессман и Алла Макаренко были неразлучны. Вместе они с тех пор, как Леонид Владимирович буквально чудом остался жив после тяжелейшего инфаркта в 79-м году. Из больницы он приехал к ней, сознавая - это она не дала ему умереть. Бывшая жена смирилась, сказав: Ничего не поделаешь, это любовь. Никогда он не поступался своими принципами, не приспосабливался, не умел работать локтями, пробивая себе путь к вершинам карьеры. Он был не только великим музыкантом, но и великим человеком.
Сегодня дом Аллы Матвеевны напоминает музей-квартиру Леонида Мессмана: его вещи, фотографии, пластинки, видеозаписи... До сих пор своей святой обязанностью она считает рассказывать людям об этом человеке, не дать забыть в Иркутске его имя.
Многие известные иркутяне, которые лично знали Леонида Мессмана, считают необходимым увековечить память о нем и установить памятную доску на доме ? 48 по улице 5-й Армии, где музыкант жил долгие годы.