Зачем они такие нужны?
Мусорная проблема в Красноярске и его ближайших окрестностях, похоже, приближается в своей кульминации. Мусор сваливать становится некуда. Полигон «Шинник» закрыт, полигон «Автоспецбазы» в Емельяновском районе переполнен. Министр экологии и рационального природопользования Красноярского края Павел Борзых обещает, что летом 2023 года начнется его реконструкция... если будет одобрен проект. Как сообщают, уже третий проект реконструкции полигона по счету.
В этом месте возникает вопрос — а зачем они такие нужны? В смысле, чиновники, вот конкретно из этого самого министерства. У министра Борзых шесть заместителей. В том числе заместитель, он же начальник отдела по обращению с отходами. Вот министру надо было вызвать этого заместителя (в данном случае Анна Муравьева) и поставить задачу — обеспечить разработку проекта реконструкции полигона и прохождение всех процедур в кратчайшие сроки и чтобы без сучка и задоринки. Помогать, советовать, лоббировать, ходить по кабинетам, если нужно. Потому что это один из важнейших экологических вопросов, если не самый важный в Красноярском крае.
Этот момент надо пояснить. Министерство экологии и рационального природопользования может очень помочь в разработке и утверждению проекта реконструкции мусорного полигона. Его сотрудники узнают точно, что должно быть в проекте, как он составляется, как он должен быть оформлен, какие нужны документы, подписи, какие нужно пройти процедуры, где и как — полный комплект всех бюрократических нюансов. Тогда работа над проектом нацелена не на удачу, а на результат. Перед подачей проекта его документация предварительно проверяется сотрудниками министерства, сведущими в нужных нюансах, и тут же исправляется. Ну и вся организационная работа: позвонить, попросить, написать обращение, рекомендательные письма, задействовать неформальные связи.
Причем, судя по биографии заместителя министра Анны Муравьевой, опубликованной на сайте правительства Красноярского края, у нее есть образование и опыт в составлении смет, проектов, в строительстве, в управлении ЖКХ. То есть, в принципе, она знает, как это делается, иначе бы она не смогла проработать почти двадцать лет в этой сфере. Тем лучше. Или должно быть лучше.
Павел Борзых был назначен министром в декабре 2020 года. В должности он уже более двух лет. Вполне достаточное время, чтобы разобраться в ситуации, подготовить и довести до утверждения проект реконструкции полигона «Автоспецбаза». В принципе, если бы сразу взялся, то, наверное, сейчас этот полигон был бы реконструирован уже или находился бы в завершающей стадии строительства. Но вместо этого еще одна порция обещаний... если утвердят проект. Не может не возникать вопрос: чем в министерстве занимались столько времени?!
По-моему, министр экологии и рационального природопользования Красноярского края занимает не свое место, причем именно как чиновник, именно как бюрократ. Бюрократ тоже должен быть хорошим и должен уметь крутить бюрократическую машину так, чтобы получалось быстро и результативно. Мы же результата не видим. За время нахождения Павла Борзых на посту министра экологии и прочая, и прочая проблема свалок не только не разрешилась, но и даже ощутимо усугубилась из-за закрытия полигонов. Что и привело к бурному росту незаконных свалок в самых разных местах.
Далее, еще один момент. Поскольку министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края курирует, координирует и контролирует вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами, то оно должно быть своего рода штабом по выработке и реализации некоего долгосрочного плана по обращению с отходами. План у них есть: «Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Красноярского края», составленный в 2022 году, с прогнозами и планами до 2030 года. По содержанию и уровню — это студенческий реферат, поскольку там нет ни анализа проблемы твердых коммунальных отходов, ни новых технических идей, а есть лишь список объектов размещения ТКО с характеристиками, аккуратно перенесенный в таблицу. Прочитав этот замечательный документ, нетрудно прийти к выводу, что министерство экологии Красноярского края никакого другого способа обращения с мусором, кроме захоронения, не усматривает.
Ну раз так, то хотя бы площадок подобрали и оборудовали в достатке. Сейчас же получилось, что мусор с Красноярска, Дивногорска, Железногорска, Сосновоборска, а также пяти районов везут на один полигон «Автоспецбаза». В начале 2021 года, судя по данным из таблицы 7.8 схемы, полигон был заполнен менее, чем наполовину: 1060,5 тысяч тонн из 2156,1 тысяч тонн вместимости. Но уже в апреле 2022 года заместитель директора АО «Автоспецбаза» Леонид Волков прогнозировал заполнение полигона уже в конце 2023 года. Отличное обращение с мусором, нечего сказать: все валить в одно место. В этой ситуации было бы целесообразно рассредоточить мусор, подобрать и оборудовать площадки в разных местах, если уж почти нет переработки и сортировки мусора. Только вот министерство с этой задачей не только не справилось, но и, похоже, что даже не ставило ее перед собой.
Вот и возникает вопрос: а зачем они нам такие нужны? Ситуация с мусором в регионе ставит уже вопрос если не о расформировании Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, то, по крайней мере, о брутальной чистке этого ведомства. Или вычистим министерство, или погрязнем в мусоре по макушку.