Падение длиной в год. Иллюзия роста производства в Бурятии разбилась о Бурятстат
Основные беды в промышленности Бурятии связаны с сельским хозяйством. Однако кое-где зафиксирован и подъем.
Промышленность Бурятии снова рухнула: согласно данным Бурятстата, за девять месяцев 2023 года промышленное производство в республике упало на 6,4% по отношению к аналогичному периоду 2022 года. В сентябре 2023 года по сравнению с сентябрем 2022-го оно выросло на 25,6%, однако в сравнении с августом 2023 года опустилось на 11%. Бурятия продолжает кататься на производственных «качелях».
В исследовании специалисты учли динамику выпуска продукции и оказания услуг в отрасли добычи и первичной переработки полезных ископаемых , тепло- и электроэнергетике, обрабатывающих и других сферах. Все результаты в обрабатывающей промышленности (любая отрасль, где в качестве сырья используются продукты сельского хозяйства) оказались ниже прошлогодних аж на 20,7%.
Больше всего за год выросло производство в сферах водоснабжения, водоотведения, утилизации отходов и ликвидации загрязнений (на 16,4%). Удивительно, но в 21 веке еще не все жители Бурятии имеют постоянный доступ к питьевой воде. Бурятские власти потихоньку исправляют ситуацию, что и сказывается на росте производства в этой сфере.
В сырьевом секторе рост составил 9,9% (этот сегмент рынка всегда привлекателен для инвестиций), в энергетическом — 2,5%. Кроме того, в Бурятии увеличилась добыча угля и прочих полезных ископаемых (на 0,4%), пищевая промышленность (на 20,6%), производство текстильных изделий (на 56,8%) и одежды. Это также можно связать с тем, что инвесторы продолжают вкладывать деньги в надежные, как им кажется, отрасли.
Полезные ископаемые в республике в достатке, а еда и одежда необходимы людям в любое время. Но инвестиции в основной капитал осуществляются по большей части за счет собственных средств фирм.
Подъем также показали полиграфическая деятельность и копирование информации (на 4,8%), химпром (на 21,3%), производство резиновых и пластмассовых (на 31,3%), электронных и оптических изделий, компьютеров (ох уж эти знаменитые бурятские компьютеры) и металла, электрического оборудования (на 26,6%), мебели (на 6,6%), обеспечение электрической энергией, газом и паром и кондиционирование воздуха (на 2,5%), очистка сточных вод (на 5,9%) и вывоз, переработка и утилизация отходов (на 21,9%).
Во многих сферах произошел небольшой рост, но спад в обрабатывающей сфере оказался сильней. Поэтому промышленное производство в целом рухнуло на 6,4% за год. Во многом эти результаты связаны с полнейшей безответственностью и безалаберностью руководителей компаний, которые плевать хотели на безопасность и развитие производства. Главное для них — максимизация прибыли. Бабр не раз писал о беспределе на ЛВРЗ, Селенгинском комбинате или на нефритовых приисках.
Теперь достаточно унылый и тривиальный провластный нарратив, использованный к выборам 2023 года, о том, что в Бурятии активно развивается сельхозпроизводство, разрушается о данные Бурятстата. Ведь растет только пищепром. Ответственным за ведущую отрасль промышленности в Хурале вряд ли бы поставили человека, никак не относящегося к ней.
Бурятия стремительно беднеет и сокращает потребление. Большому проценту жителей зарплаты не хватает на коммуналку и еду, а власти республики стремятся перенаправить людские ресурсы из сферы потребления в сферу производства. Но, как видим, пока это удается с трудом.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Фото: минсельхоз Бурятии, egov-buryatia.ru