Экологический совет Круглова: в Усолье все спокойно
Как известно, в Иркутской области мощно действует Экологический совет при комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ. Когда он создавался, обещали следующее:
«Экологический совет – это новая уникальная конструкция взаимодействия с общественностью. Механизм, который позволит решать не только экологические проблемы города [имеется в виду Усолье-Сибирское], но и всего региона».
Возможно, в Москве в этом уверены до сих пор. Но на региональном уровне... Минуло три года деятельности этого самого совета, а эта уникальная конструкция как-то не фурычит. Ну то есть экологические проблемы области остаются на том же месте. Во всяком случае, никакого озабоченного Экологического совета во главе с хозяином «Саянскхимпласта» Виктором Кругловым рядом с ними не наблюдается.
Как можно было догадаться поставить руководителем такой структуры не просто руководителя, а хозяина предприятия-загрязнителя – это отдельный вопрос. Особенно смешно насчет упомянутого выше «взаимодействия с общественностью». Круглов, есть подозрения, даже свет не отражает, настолько он закрыт.
Более того, означенное предприятие, то есть «Саянскхимпласт», за истекший период само штрафовали за нарушение экологических норм. И возможно, Виктор Кузьмич поругивал себя за это, глядя в зеркало. Двойственное положение обязывает.
Все, что было еще – это перманентное одобрение советом «хода ликвидации накопленного вреда «Усольехимпрома».И все верили, что хоть там-то экологическое дело сдвинулось с мертвой точки.
Но убеждали-убеждали общественность, что Усолье силами Росатома в смысле экологичности вот-вот придет в состояние девственных первобытных джунглей, и вдруг в эфире появилось возмущенное письмо усольских общественников. Оно широко разошлось в СМИ и телеграм-каналах.
Там, в частности, сказано, что летом 2023-го, когда ртуть имеет свойство активнее всего испаряться, ликвидаторы вреда производили манипуляции с главным цехом «Усольехимпрома». Ветром все несло на город. Кроме этого, снос – такой процесс, который имеет свойство сильно пылить. А никаких продвинутых технологий разрушения не применялось.
При этом ограничились сносом зданий, не трогая почву на территории, пропитанную ртутью. Рекультивацию не делали.
Шламонакопитель, который также является очагом заражения, просто засыпали полученными от сноса материалами. Шламонакопитель находится рядом с рекой, все свободно поступает в грунт (а летом, кстати, в воде фиксировали превышение предельно допустимых концентраций по ртути, но их списали на галлюцинации Роспотребнадзора или что-то вроде этого).
Вблизи реки имеется загрязнение нефтепродуктами, вдоль Ангары залегает целая линза. И вот это загрязнение было решено купировать специальной завесой, на которую потратили деньги, заведомо зная, что это неэффективная мера. Неэффективная настолько, что коэффициент фильтрации равен нулю! Грунтовые воды преодолевают завесу беспрепятственно.
Далее, скважины, оставшиеся от рассолопромысла, не ликвидированы, а затомпонированы бетонными пробками. В двух из них находится 18 тысяч тонн отходов эпихлоргидрина. Хотя, опять же, заведомо было известно, что в этом месте уже рождались экологические проблемы как раз из-за подвижек земли. И никто дальнейшие подвижки не исключит.
Эпихлоргидрин является высокотоксичным и огнеопасным соединением. Пары эпихлоргидрина при вдыхании даже небольших концентраций вызывают тошноту, головокружение и слезотечение, а при длительном воздействии приводят к более тяжелым последствиям (нередко возникают сильнейшие отеки легких). Эпихлоргидрин при попадании на кожу и длительном контакте вызывает дерматиты, вплоть до некрозов.
Выходит, накопленный вред не ликвидировали, а просто прикопали? Что ответит на это доблестный совет?...