Ровно двадцать лет назад в Иркутске была раскрыта антисоветская организация
Так в то время компетентные органы называли Вампиловское книжное товарищество, лидеры которого были арестованы в мае 1982 года
Последовавший затем судебный процесс стал одним из последних громких политических дел накануне краха коммунистической системы в России. Диссиденты последней волны, так сегодня называют историки тех, кто пострадал за инакомыслие в 80-е. Хотя те, кто знает Бориса Черных, считают, что этот человек никогда диссидентом не был. Он не боролся с системой, а, наоборот, хотел улучшить ее, отчего и называл себя легальным марксистом.
В 1975 году зав. отделом творческой молодежи Иркутского обкома ВЛКСМ Борис Черных пишет книгу с симптоматичным названием "Что делать?", в которой высказывает мысль о необходимости реформ в партии. Эта книга стоила преуспевающему комсомольскому аппаратчику партбилета и карьеры. Он попадает в разряд неблагонадежных. Обычная участь интеллигента начала 80-х - работа дворником или кочегаром. Борис Черных после нескольких лет скитаний устраивается разнорабочим в ботаническом саду госуниверситета. Сюда на лесную окраину Иркутска начинают приезжать бывшие воспитанники литературного кружка, который он вел в одной из школ Иркутска. 7 ноября 80 года они провозглашают себя Вампиловским книжным товариществом.
Один из главных обвиняемых по делу Вампиловского книжного товарищества Александр Панов два месяца отсидел в Иркутском СИЗО и получил три года с отсрочкой приговора за участие в деятельности общества.
Александр Панов: "Мы занимались самообразованием, готовили доклады, читали их в кружке. Ну, и, конечно, выходили за рамки дозволенного. Это выразилось в чтении запрещенных книг. У меня при аресте изъяли два мешка разнообразной литературы. В том числе Солженицын, Бунин".
Дальше было следствие и показательный суд, с тщательно подобранной публикой в зале. Борис Черных был обвинен по печально известной 70-й статье - антисоветская агитация и пропаганда и приговорен к пяти годам лишения свободы. С остальными участниками товарищества поступили по тем временам более гуманно: около десятка студентов были исключены из университета и в дальнейшем лишены возможности получить высшее образование. Сегодня Борис Черных, который живет в Благовещенске, вспоминает об этом эпизоде своей жизни с горечью.
Борис Черных: "Там было много молодежи. Я-то что, я старый был человек. Удар пришелся по ним. Слава Богу все выжили, но удар был тяжелый, тяжелый".
Сегодня Борис Черных, мечтавший в свое время об усовершенствовании КПСС, отошел от дел и за письменным столом вынашивает идеи другого рода: о восстановлении монархии в России.