Инсайд. Казнить нельзя помиловать
В регионах развернулась дискуссия вокруг возможности уничтожения бродячих животных. В некоторых субъектах подобная практика начала реализовываться.
Политолог Алина Жестовская:
Дискуссия между зоозащитниками и их оппонентами на тему целесообразности, эффективности, перспективности гуманного и высокозатратного подхода к решению проблем бездомных собак никогда не закончится. И никакого там консенсуса быть не может. Потому что с обеих сторон слишком много эмоций. Учитывая высокую активность любителей животных в инфополе, властям с ними ссориться категорически не выгодно. Полагаю, отдельные регионы рассчитывают, что радикальные методы позволят им оперативно решить проблему и просто о ней забыть. За их опытом сейчас, естественно, будут пристально следить другие субъекты. Однако, как всем уже становится понятно, максимальный эффект может принести только ужесточение условий содержания домашних животных для их хозяев. Строгий учет и категорическое пресечение неконтролируемых вязок вне питомников. Обязательное чипирование каждой особи и пожизненная ответственность за неё владельца. Кастрация и стерилизация как норма домашнего содержания.
Член Совета Федерации Айрат Гибатдинов:
Решение проблемы бездомных животных необходимо. За последние несколько лет участились случаи нападения стай бродячих собак на людей. Однако необходимо искать новые, гуманные, подходы. Для этого нужно развернуть масштабную программу, затрагивающую и строительство государственных приютов, и стерилизацию безнадзорных животных, и введение обязательного учета животных. Бездумное убийство ничего не решит.
Эксперт в сфере безопасности, офицер ФСБ в запасе Сергей Храпач:
Еще в июне 2020 года, во время обсуждения поправок к Конституции РФ, президент России Владимир Путин во время встречи с экологами и зоозащитниками заявил, что «закрепление в Конституции России нормы об ответственном отношении к животным в обществе востребовано обществом». Этот посыл Путина должен был подхвачен и реализован губернаторами и главами республик, однако, как показывает практика, они активно самоустраняются от конструктивного решения этого вопроса. В целом, отношение к домашним животным отражает зрелость общества и имеющиеся в нем местные традиции, так что некоторые губернаторы пошли по самому простому пути: нет домашнего животного – нет и проблемы.
Медиаэксперт, автор телеграм-канала Maslov @rusmaslov Руслан Маслов:
В Бурятии власти разрешили усыплять больных и агрессивных собак в приютах. Это выстраданное решение, поскольку в ряде регионов настроения людей после очередной жертвы агрессии собак близки к бунту. Человеческую жизнь общество воспринимает дороже собачьей. Проблему нужно решать не только кнутом, но и пряником: через развитие сети зооприютов, стерилизацию собак, разъяснительную работу, но все это длительный процесс. Прецедент создаст имиджевые издержки для властей ввиду активности зоозащитников и милосердного поведения людей. Но протест в основном сосредоточится в соцсетях. Со временем ярые активисты при постоянной публикации кровавых фото/видео будут дискредитированы и получат «ярлычок» фрика-активиста.
Политолог Алексей Аксютенко:
Собачий вопрос стоит достаточно остро. Если раньше отлов и уничтожение безнадзорных животных было такой же муниципальной услугой как благоустройство, то теперь гражданское общество категорически не приемлет подобного. Эту тенденцию уловил законодатель, ужесточив наказание за жестокое обращение с животными. Однако общественные нормы редко находят отражение в финансовых документах, и в бюджетах муниципалитетов нет строки, предусматривающей надлежащее содержание безднадзорных животных, а отлов и стерилизация проблему не решают. Подобные полумеры привели к тому, что в ряде регионов собаки начинают поедать людей. При этом ожесточенные дискуссии между зоозащитниками и их оппонентами стали визитной карточкой многих региональных пабликов. Пока решения вопроса, которое бы устроило обе стороны, нет.