Из книги жалоб — в блокнот. Итоги декабрьской сессии Народного Хурала
Увеличение расходов на содержание Народного Хурала, штрафы за гуляющий скот, вымирание поселка Давша: депутаты Народного Хурала 14 декабря собрались на очередную сессию, где рассмотрели 29 вопросов. Бабр проанализировал самые громкие темы прошедшего заседания и сделал из этого неутешительные выводы.
Наиболее спорной темой в глазах общественности стало выделение скромных 300 миллионов рублей на содержание народных избранников. Все присутствующие депутаты дружно приняли проект закона без лишних вопросов. Если в 2023 году на самофинансирование выделяли 285,5 миллиона рублей, то в 2024-м потратят около 300 миллионов. 259,7 миллиона рублей выделят на заработные платы и страховые взносы, оплачиваемые ежегодные отпуска и больничные листы, премии и неденежные льготы (в 2023 году — 245,7 миллиона). В эту сумму не входят расходы на оборудование рабочего места, содержание или ремонт помещения, командировочные и услуги эскорта для депутатов и подобное.
Количество человек в парламенте остается прежним, 66 депутатов, но расходы на них растут ежегодно. Народный Хурал, даже оппозицию, ситуация устраивает. Отметим, на компьютерную технику и комплектующие из бюджета выделят 2,2 миллиона рублей (2,3 миллиона выделяли в 2023 году), на покупку офисной мебели, ковровых дорожек и кондиционеров — 632,9 тысячи рублей (526,9 тысячи рублей в 2023), на канцтовары, бланки, хозтовары, подарки, сувениры, поздравительные открытки, цветы, благодарственные письма и почетные грамоты — почти два миллиона рублей (2,4 миллиона в 2023). О состоянии старых компьютеров и ковров не сообщается, но средства на них почему-то выделяются каждый год.
Неугасаемое желание депутатов пользоваться особыми атрибутами ведет к ненужным тратам из казны республики. Выделение огромных сумм не только на зарплаты депутатов, но и на ковры и кресла в Хурале лишь повышает градус разногласий. Народная ненависть к депутатам — это ненависть к разнице в доходах.
К тому же с народа соберут побольше денег. Для владельцев скота ужесточили штрафы за выпас в неположенном месте. «За» проголосовало 56 человек, шестеро воздержались. Обычные физлица будут штрафоваться на три-пять тысяч рублей, должностные лица — от десяти до 50 тысяч рублей, юрлица — от 50 до 100 тысяч. Аргументом в пользу повышения суммы штрафов (или как аккуратно единороссы назвали это «поднятием нижней планки») стало увеличение числа ДТП, когда водители наезжают на коров и лошадей. За 2023 год зафиксировано 110 таких случаев.
На этот раз не все депутаты однозначно согласились с законопроектом. Депутат Тумэн Дондоков отметил, что в сфере сельского хозяйства штрафов становится все больше. Особо от этого страдают предприниматели-владельцы сотен голов скота, невозможно держать в ограде тысячу лошадей. В итоге они вынуждены отдавать в качестве штрафа сумму, которая превышает стоимость целой лошади.
Отметим, собственников ждет не только штраф, но и оплата расходов, понесенных отловщиками. Кроме того, владелец будет оплачивать каждый день в пункте временного содержания.
Тункинский предприниматель-фермер Евгений Кучумов предложил взять под контроль проект «Социальная отара». Видимо, набивается во враги к Хамбо ламе. По его мнению, проблема незаконного выпаса связана с тем, что людям с маленьким участком земли выдают бесплатных овец. Депутат Баир Цыренов посетовал, что вместо комплексного решения проблемы предлагается просто сильнее штрафовать людей.
Председатель сельхозкомитета Народного Хурала Семен Матхеев высказал много «воды» в защиту законопроекта и несколько раз повторил «надо навести порядок». Сразу видно, человек глубоко разбирается в подконтрольной сфере деятельности. Зато депутат Геннадий Доржиев предложил интересное решение — заставлять владельцев скота устанавливать ограждения вокруг своей земли.
Более эффективным решением проблем ДТП, очевидно, стало бы повышение штрафа за превышение скорости. Причем это касается и жизни животных, и жизни людей. Проблема может решиться комплексно, но от депутатов требуется хоть какая-то самостоятельность и инициатива. Никто даже не упомянул отличную идею запрета ночного выпаса или наличие обязательных светоотражающих элементов на животных. Ограничения в сфере животноводства только мотивируют людей бросать свою деятельность, которая становится излишне затратной.
Меньше предложения скота — дороже мясо, молоко, шерсть.
Кроме того, депутаты поддержали упразднение поселка Давша Северо-Байкальского района. Давша находится в особо охраняемой зоне на территории Баргузинского государственного заповедника. Вести экономическую деятельность там нельзя, хотя в советское время населенный пункт был достаточно активен и даже имел свой аэропорт. Сейчас же в поселке вообще никто не живет. Кому-либо принадлежащей недвижимости там тоже нет.
Отсутствие живых душ подтвердила последняя перепись населения, такую же информацию предоставило МВД Бурятии, указывающее, что ни по месту регистрации, ни по месту пребывания граждан там не числится.
Добираться до поселка очень сложно, сухопутные подъездные пути и социальная инфраструктура отсутствуют. Советское наследие полностью потеряно. Депутаты больше не видят перспектив у этой территории и убрали ее с карты Бурятии. Бурятия в целом продолжает сталкиваться с проблемой уменьшения населения. Люди скапливаются в крупных населенных пунктах, уезжают в другие регионы и за рубеж. Так что Давша будет далеко не последним вымершим поселком.
Новый созыв Народного Хурала удивительно быстро справляется с вопросами повестки. Третья очередная сессия закончилась ровно в обед. Это тревожный признак того, что обсуждений, высказываний и идей от депутатов стало куда меньше, чем покорного нажатия кнопок. Народные избранники не подняли даже ныне популярную тему подорожания яиц.
Последняя сессия 2023 года отлично показывает, что «книга жалоб и предложений» бурятского народа все больше превращается в тупой «блокнот» для идей республиканского и федерального правительства.
О других вопросах, включенных в повестку сессии, можно прочитать здесь. Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Фото: мэрия Улан-Удэ, пресс-служба Народного Хурала, Заповедное Подлеморье