Каково быть депутатом? Интервью с Максимом Бувалиным
Бабр взял интервью у депутата Народного Хурала Бурятии от округа № 24, руководителя «Улан-Удэ Энерго» и секретаря регионального отделения партии «Новые люди» Максима Бувалина. Политик рассказал о проблемах своего округа и города Улан-Удэ, а также поведал об особенностях депутатской профессии.
Каково быть депутатом? Как вам первые сессии в Хурале, поведение других народных избранников?
Для меня не особо что-то поменялось в жизни, потому что я на протяжении длительного времени занимался тем, что помогал людям. Просто нигде не афишировал. В обыденной жизни ничего существенно не поменялось. В депутатстве я больше рассчитывал на поддержку, чтобы более масштабно охватывать те проблемы, с которыми ко мне обращаются жители. И решать их уже с позиции официального лица, а не мецената.
Сессии со стороны кажутся простыми для депутатов, которые приходят, нажимают кнопочки. На самом деле до сессии проходят комитетские заседания. Каждый депутат обязан войти в один из комитетов. Внутри комитетов гораздо детальнее просматривают законопроекты вместе с их инициаторами. И зампреды приходят, и министры. Поэтому работа большая, необходимо погружаться в нее. С экранов телевизоров все кажется проще.
Как оцените депутатский коллектив?
Мне повезло попасть именно в этот созыв, потому что пришло много новых депутатов. У нас разные политические партии, но мы все вместе учимся и общаемся между собой. Много молодых депутатов сейчас шагают в ногу со временем. Поэтому работать проще. Не хочу говорить плохо про старшее поколение, мы, конечно, перенимаем положительный опыт. Но все равно, когда приходишь со своим взглядами, видишь, что твое окружение разделяет эти взгляды, проще работать.
Я зашел на округ Батора Цыбикова, который долго здесь работал. Он сам отметил, что при долгом депутатстве глаз замыливается. Он посчитал, что я могу увидеть то, что он уже не замечает.
Вы перед выборами общались?
Да. Когда я пошел на выборы, я встречался не только с Батором Цыбиковым, а также с депутатами городского совета по моему округу. С Батором мы давно дружим, поэтому я больше беседовал с ним.
Что делать с бараками на ПВЗ и в других микрорайонах города? Мэрия Улан-Удэ игнорирует проблемы жителей. Люди на Буйко и Гвардейской воду проводят за свой счет.
Основная проблема этих домов в том, что они уже либо аварийные, либо предаварийные.
Наверное, люди не хотят оставлять свое жилье, даже аварийное?
Я еще ни в одном «пвзовском» доме не видел, чтобы все единогласно были нацелены либо выезжать, либо остаться навсегда. Я считаю, что все эти дома должны войти в комплексную программу развития территории, которая сейчас проходит в центре Улан-Удэ. Это не простая задача, но главное — включить в программу дома, которые уже в прямом смысле доживают свой век: жилые здания, детские сады 1930-х годов. Насколько я знаю, федеральное финансирование как раз предусматривает денежные средства на обследование этих жилых фондов.
Какие проблемы характерны для вашего округа?
Учитывая, что у нас на округе 19 СНТ и ДНТ, частный сектор, есть специфические проблемы. Это водо- и электроснабжение, уличное освещение, грейдирование и асфальтирование дорог.
У многоквартирных домов проблемы немного другие. Здесь большинство наказов избирателей связаны с работой управляющих компаний. Много вопросов по придомовым территориям, по благоустройству, по детским площадкам. Требуется обновление тренажеров, малых архитектурных форм. Есть места, где детских площадок вообще нет.
Как работается с главой Железнодорожного района Николаем Поповым?
Мы давно знакомы, работали вместе, когда он был заместителем главы района. Также он работал в ресурсоснабжающих организациях, где нам приходилось пересекаться. Мы параллельно росли в разных направлениях, но часто общались. Это немаловажный фактор — найти взаимопонимание с руководителями районов и в целом с администрацией. Если говорить про работу на округе, здесь нет политического разделения депутатов с администрациями, мы делаем общее дело.
Вопрос как к руководителю детской футбольной школы: местные чиновники поддерживают сферу спорта?
Поддерживают, какие-то больше, какие-то меньше. Целую футбольную команду, 25 человек, проблематично отправить на региональные, межрегиональные соревнования. Команду боксеров или борцов — это уже другое дело, здесь людей меньше. С инфраструктурой все не очень хорошо, не хватает футбольных площадок. С Владимиром Гранатом мы решили построить свой спортивный комплекс, футбольный манеж, который разгрузит действующие спортивные объекты и даст ребятам дополнительную площадку для занятий спортом.
Вы когда-нибудь сталкивались с коррупцией в профессиональной деятельности или бытовой жизни?
У нашей школы есть возможность отправлять детей на просмотр в академию ФК «Спартак». Часть родителей с завистью смотрят на то, что туда едут не их дети, а кто-то другой. Они могут предлагать деньги за своего ребенка. В ряде регионов есть футбольные школы, которые зачастую возят в академии известных футбольных команд кого угодно за деньги, а не реально талантливых детей.
Также были случаи и в сетевой компании, в которой я работаю. Некоторые люди пытались ускорить решение их вопросов финансово. Нерадивые сотрудники попадались на такой «подработке». Чтобы эти вещи исключить, мы создали на базе центра обслуживания клиентов допбригады и расширили перечень оказываемых услуг. Желающие могли заключить договор на выполнение дополнительных услуг и получить готовое решение всего вопроса.
Как обстоят дела с медициной и ее доступностью на округе?
Вопросов много. Они в большей степени касаются нехватки медицинских работников узких направлений. Почти в каждой встрече с избирателями во время предвыборной кампании я сталкивался с вопросами медицины. Ко многим специалистам в поликлиниках трудно попасть. Я этот вопрос обсуждал с Валерием Павловичем Амагыровым, заместителем министра здравоохранения. Он мне рассказал про дефицит кадров и про решение подписать договор с частными медицинскими учреждениями. Чтобы люди, в чьих поликлиниках нет узких специалистов, могли обратиться в частную клинику и получить по своему полису бесплатно прием на консультацию.
Многие сферы сейчас испытывают проблемы с кадрами. Даже по своей компании я вижу, что мы простого электромонтера уже семь месяцев ищем. Хотя зарплата достойная. Комитет по транспорту мэрии Улан-Удэ закупает автобусы, а водителей на них нет. Сейчас даже женщины обучаются на вождение больших «Волгобасов». Мужчин не хватает катастрофически. То же самое у «ЭкоАльянса». Помните тот период, когда затягивался вывоз мусора? Я разговаривал с директором «ЭкоАльянса» Дружининым, и он объяснял, что технику обновили, а водителей на нее нет. Но все же «ЭкоАльянс» не стал сидеть и ждать, когда придут работники, и заключил договоры с УФСИН, чтобы оттуда привлекали людей к работе. Это тоже выход из ситуации.
Зачем закупать новую технику, если дефицит кадров еще не устранен?
Техника нуждается в обновлении. У нас много обращений и жалоб, связанных с ее состоянием. Многие жалобы связаны с качеством пассажироперевозок, запахов в автобусах из-за неисправностей выхлопных систем. Например, горожане писали, что они после поездки на автобусе пахли, будто бы работали на автозаправке всю ночь.
Как вы оцениваете нашумевший закон об эвтаназии бродячих животных?
Если ставить на одно место жизнь человека и жизнь собаки, я выберу человека. Сколько еще в Бурятии должно произойти случаев, когда собаки стаями набрасываются и грызут детей и беззащитных граждан. Надо также привлекать к ответственности тех людей, которые выкидывают собак на улицу. Чаще всего намеренно подкидывают домашних кошек и собак в людных местах: торговых центрах, магазинах, подъездах. На содержание собак в приютах уходит много денег, которые можно направить на улучшение условий детским домам, домам престарелых, на строительство площадей для детей-сирот и домов для лиц, у которых нет собственного жилья.
Говорят, что мы объединились группой депутатов, чтобы принять законопроект. Но это не так, я человек независимый. Если бы депутаты объединялись, чтобы отвергнуть законопроект, я бы все равно не изменил свое решение.
Финальный вопрос как к руководителю «Улан-Удэ Энерго». Какая сейчас самая важная проблема в городе в сфере энергетики?
Главная проблема — это большой износ сетей. Большие надежды я возлагаю на программу «Чистый воздух». В ее рамках должны перестроить полностью сети электроснабжения частного сектора, где огромное количество жалоб и обращений по перебоям электроэнергиии. Благодаря программе получится полностью реконструировать сети электроснабжения и центры питания. Расходы, конечно, огромные.
Также нужно проводить информационную работу с людьми. Я встречался с жителями СНТ и ДНТ, не все хотят переходить на электроэнергию, потому что боятся сгореть. Но дрова ведь тоже потенциальный источник опасности. С другой стороны, я понимаю их опасения, потому что нынешние сети требуют значительных вложений в ремонт.
Прошлые интервью Бабра:
Экономист Бадмаев о промышленном упадке в Бурятии. Интервью Бабра
Прикасаясь к прошлому: о жизни Музея истории города Улан-Удэ. Интервью Бабра
Фото: hural-buryatia.ru, пресс-служба БПФ, мэрия Улан-Удэ, телеграм-канал академии «Спартак», минздрав Бурятии