"Меня звали работать в ФСБ, но я отказался"
"Даже у Дэвида Копперфильда нет таких номеров", - говорит иллюзионист Анатолий Сокол
Сокол высок, слегка полноват, с приятной улыбкой на лице. Встретишь такого на улице - и даже не поверишь, что этот человек может творить настоящие чудеса: ходить на лазерном луче, исчезать неизвестно куда, угадывать мысли на расстоянии. На его представлении мальчишки и девчонки все сорок минут сидят с открытыми ртами и ловят взглядом движения мага. В мае знаменитый фокусник гастролировал в Иркутске. Наш корреспондент встретился с Анатолием Соколом и попросил раскрыть читателям секрет полета человека.
Репетируем ночью, чтоб никто не украл секретов
- Анатолий, скажите кто придумывает ваши номера?
- До этого года я показывал номера, которые были придуманы моими дедом и отцом. Шесть лет назад отец передал мне свои секреты. Я, со своей стороны, все аттракционы обновил: придумал новые реквизиты, костюмы, поменял музыку. Трюки стали смотрибельнее, зрелищнее. В этом году у меня почти готовы номера, которых нет ни у одного иллюзиониста в мире, даже у Дэвида Копперфильда. Это хождение по лазерному лучу - номер, когда я накрываюсь накидкой, поднимаюсь над ареной, показываюсь, снова накрываюсь и в полете исчезаю. Буквально через пару секунд выхожу на арену из-за кулис. Третий номер - в сосуд наливается вода доверху, после чего из него вытаскивается сухая ткань. Ее столько, что она закрывает всю арену цирка. Вообще иллюзионисты делятся на тех, кто сам придумывает номера, и тех, кто трюки покупает или получает в наследство. Новые аттракционы мы сделали с моим учителем Анатолием Сергеевичем Шаг-Новожиловым. Он известный иллюзионист, ему 92 года. Он не просто фокусник, но еще и изобретатель.
- Так вы все-таки не волшебник, а просто талантливый техник, который, используя науку, делает невозможное?
- Конечно, все, что делают иллюзионисты, - это не волшебство, а использование достижений науки. У меня работает 15 человек, с которыми мы делаем все декорации. Сначала придумается идея, потом мастерим макет в масштабе один к шести и на нем проводим испытания.
- Вы не могли бы раскрыть секрет хоть одного вашего трюка?
- Ни один уважающий себя иллюзионист вам не раскроет не только секреты своих трюков, но и секреты коллег. Правда, есть номер, который уже не делают. У моего отца был аттракцион - летающий клоун. Зрители восхищались, когда на их глазах человек в костюме клоуна парил над ареной. А все дело было в люстре, которая висела под куполом. Она представляла из себя электромагнит. У клоуна под одеждой крепилась металлическая жилетка. Как только магнит включался, клоун отрывался от пола и зависал в воздухе. В то время было сложно с напряжением. Один раз оно упало так, что магнит перестал работать, и клоун шарахнулся с большой высоты. Жив остался, но повредил себе ногу. После этого номер запретили.
Мой дед делал аттракцион, который был основан на последних достижениях радиоэлектроники. У него на деревянном столе, как в ресторане, была расставлена посуда. По взмаху руки начинали шевелиться ложки и вилки. Бутылка сама подскакивала вверх и наливала вино в бокал.
- Вы много репетируете?
- Репетируем много. Как пела когда-то Алла Пугачева: "Если долго мучатся, то что-нибудь получится". Вот так и у нас. Отрабатываем номера в основном по ночам, чтобы никто не украл наши секреты. Перекрываем проходы в манеже и пробуем новые фокусы, экспериментируем.
- Вы утверждаете, что знаете секреты Дэвида Копперфильда. Почему же вы не повторяете их? Не убираете здания?
- Трюки Копперфильда очень интересные. Поэтому он один из самых удачных иллюзионистов в мире. У него другие возможности. У меня пока таких возможностей нет. Но на будущее у меня большие планы. Кроме того, сейчас во всем мире трюки можно покупать и продавать, поэтому многие иллюзионисты делают трюки Копперфильда. Я же горд тем, что у меня есть номера, которые больше никто не исполняет.
Дресированный доллар
- Вы свои способности никогда не использовали для не очень честных дел?
- Нет, но разыгрывать людей я люблю. У меня есть фокус "Дрессированный доллар". Кладу долларовую купюру на ладонь, и она сама складывается в восемь раз - два года "дрессировал". И вот как-то раз прихожу в обменный пункт валюты, покупаю доллары. Одну стодолларовую купюру возвращаю и прошу девушку проверить. Она проверила - все нормально. Я на ее глазах кладу деньги на ладонь и проделываю фокус. Когда в следующий раз пришел к ней, она уже смотрела на меня с подозрением.
- Вас не приглашали преступные авторитеты на работу?
- Авторитеты нет. А вот спецслужбы приглашали. Хотели, чтобы я ловил чеченцев в Ичкерии. Но для меня дороже все-таки искусство.
- Скажите, Анатолий, жену вы тоже фокусами приворожили?
- Конечно. С ней я встретился, когда работал еще клоуном. На представление я выбираю себе в помощники тех людей, которые мне нравятся. Смотрю, девушка в восьмом ряду сидит. Вызвал ее. Она сделала все, что надо. Я наговорил ей кучу комплиментов. После представления подарил ей шарики. Мы разговорились, и она так увлеклась беседой, что оставила у меня свой кошелек. Ей пришлось вернуться. Выяснилось, что она мастер спорта по художественной гимнастике. Стали вместе работать и через три года поженились.
- Все-таки вы владеете способностями волшебников?
- Я владею гипнозом, могу читать мысли на расстоянии. Это мне очень помогает вести кадровую политику. Стоит поговорить с человеком, и я могу сказать, с какими мыслями он пришел ко мне, что ему от меня надо.
- Вас, наверное, постоянно просят отыскать потерявшихся?
- Обращений очень много. Но я здесь бессилен. Отец мне не передал свои чудесные способности.