Парламентские выборы в Монголии 2024. Итоги от Бабра
28 июня в Монголии прошли парламентские выборы. Впервые с момента принятия новой Конституции в 1992 году в парламенте Монголии насчитывается 126 депутатов, а не 76.
Монгольская Народная партия выросла с 64 мест (84,2% мандатов по итогам выборов 2020 года) до 68, но едва выиграла выборы (53,9% мандатов по итогам выборов 2024 года). Однако Демократическая партия выросла с 13 мест (17,1% — 2020) до 42 (33,3% — 2024), но снова проиграла. Избранники уже получили удостоверения и принесли присягу. Бабр подводит итоги выборов.
Монгольская Народная партия
Премьер-министр, председатель МНП Л.Оюун-Эрдэнэ успешно достиг цели — начала нового 30-летия парламентской демократии. Он отстранил своих сподвижников-министров от списка, заставил их соревноваться в избирательных округах. В результате правительство Монголии очистилось от некоторых старых кадров.
Однако не без внимания осталась обличительная речь лидера партии Иргэдийн Оролцооны Нэгдэл Нам (ИОНН), бывшего министра культуры Монголии Ц.Оуюнгэрэл. Она считает, что нельзя поздравлять МНП с победой, потому что правящая партия использовала административный ресурс. По словам Оуюнгэрэл, чиновники всех уровней использовали деньги из бюджета для проведения детальных исследований и мониторинга общественного мнения: сотрудники получали за эту работу выплаты и зарплаты. МНП готовилась к выборам на основании этих данных.
Бюджетников, особенно учителей, и сотрудников госпредприятий якобы заставили поддерживать МНП и голосовать за нее, чтобы не потерять работу. Также они должны были привлечь к голосованию за правящую партию своих родственников и друзей с предоставлением начальству их домашних адресов и номеров телефонов. Высокопоставленные чиновники работали над агитацией в день выборов, что запрещено законом. Для манипулирования явкой использовалось множество методов, например, создание технических задержек в округах с высокой явкой.
Демократическая партия
42 места в парламенте. Главной оппозиционной партии, где лидер, генсек и управленческая команда допускают грызню и конкуренцию между собой во время важнейших выборов, народ Монголии все же дал шанс. Многие монголы поддержали ДП протестно, против «диктатуры» одной партии, а не из-за искренней поддержки демократов.
Сильно упала репутация двух важных людей в партии — экс-президента Ц.Элбэгдоржа и бывшего премьера Ч.Сайханбилэга. Они эмигрировали из страны, что привело к поражению на выборах молодых кандидатов, считающихся их последователями. Зато Х.Баттулга и его люди стали доминировать в Демократической партии, получив сильную поддержку избирателей. Впервые в истории Монголии депутатом стал экс-президент.
Глава столичного отделения ДП Т. Бацогт проиграл на выборах. В принципе, кандидаты от ДП, баллотирующиеся по районам Улан-Батора, потерпели полное поражение. Это явно свидетельствует о том, что должность мэра столицы так и останется в руках МНП.
Предсказать поражение ДП можно было заранее, всего лишь глянув на предвыборные плакаты. После выдвижения в одном округе каждый кандидат вел кампанию самостоятельно, а иногда вообще работал против своих же однопартийцев. Неспособность сохранить единство стало ключевым моментом в проигрыше демократов.
ХҮН (Национальная трудовая партия)
Если бы лидер партии, депутат Хурала Т.Доржхан баллотировался в округе 11 (район Улан-Батора Хан-Уул), эта партия легко победила бы в нем, судя по итогам выборов, и имела бы шанс иметь фракцию на десять мест в парламенте (в итоге вышло восемь мест). Известные члены партии честно сражались в избирательных округах, не прикрываясь партийными списками. Формируется настоящая третья сила в монгольской политике.
Национальный альянс
Можно поздравить депутата горсовета Улан-Батора Д.Пурэвдаваа, который попал в госпарламент. Накануне выборов он внезапно отказался от членства в Демократической партии и избрался главой Либерально-демократической партии, входящей в Национальный альянс.
Также от альянса возвращается в политику А.Ундраа, бывший депутат Великого Хурала, который в расцвете сил мог открыто и ярко критиковать Л.Оюун-Эрдэне на заседаниях. Эти ребята точно привнесут колорит в парламент.
«Гражданская воля — зеленые» (ИЗНН)
Случился сюрприз, которого никто не ожидал. Экс-депутат Хурала Б.Батбаатар вернулся в монгольскую политику спустя 20 лет. Изначально он пытался сформировать альянс между ИЗНН и ДП, но ничего не вышло. Тогда он решил привлечь на свою сторону на тот момент опального для руководства «демократов» Х.Баттулгу, который уже находился в одном шаге от согласия на выдвижение от ИЗНН. По слухам, в последний момент лидер ДП Л.Гантумор принял все требования Баттулги, чтобы он вернулся в ДП.
Однако Б.Батбаатару удалось добиться успеха, объединившись с известным активистом Г.Хаджидмаа и влиятельным политиком М.Нарантуя-Нара. Также партии помог скандал с давним убийством знаменитого политика С.Зорига, который премьер-министр Л.Оюн-Эрдэнэ и правящая партия использовали в своей предвыборной пропаганде. ИЗНН расшифровывается как Иргэний Зориг Ногоон Нам. Партия буквально названа в честь С.Зорига.
Поствыборные назначения
Бывший спикер парламента Г.Занданшатар проиграл в избирательной борьбе. Поэтому руководство МНП выдвинуло на освободившуюся должность Д.Амарбаясгалана, который длительное время работал в правительственных и партийных структурах.
В связи с этим произошла небольшая рокировка: Д.Амарбаясгалан согласился передать пост генерального секретаря партии Я.Содбаатару, другу президента и руководителю президентской канцелярии. Я.Содбаатар отказался от должности главы канцелярии в пользу Г.Занданшатара. Так что проигравший экс-председатель все равно остался при хорошей должности. Освободившуюся должность главы секретариата кабинета министров, которую ранее занимал Д.Амарбаясгалан, получил Н.Учрал, в прошлом созыве работавший министром цифрового развития.
Секретарь Совета национальной безопасности Монголии Ж.Энхбаяр подал в отставку со своего поста по собственному желанию и решил баллотироваться в парламент. Общественность удивлялась этому решению, ведь он мог и дальше занимать важный пост. Но «за кулисами» говорили, что на нынешних выборах он боролся за должность спикера. Якобы это уже заранее согласовано с президентом страны. Но что-то пошло не так.
Л.Оюун-Эрдэнэ сохраняет пост премьер-министра. Он предложил лидеру ДП Л.Гантумору и председателю ХҮН Т.Дорджхану стать вице-премьерами и сформировать совместное правительство: первому отдали шесть министерств, а второй стал вдобавок министром экономического развития. Согласно устным неформальным договоренностям внутри МНП, министрами могут стать только депутаты-одномандатники.
Если рассматривать Закон о правительстве, именно премьер-министр имеет право выдвигать кандидатов в главы министерств. Далее совет партии, представителем которой является премьер-министр, утверждает кандидатов. Однако в случае формирования совместного правительства остается один вопрос: министров от других партий также будет назначать совет МНП?
Общественности в основном не понравилась идея коалиционного правительства. Мол, победившая партия должна взять на себя всю ответственность и самостоятельно сформировать правительство. А меньшинство обязано играть роль оппозиции. В итоге в оппозиции остались только Национальный Альянс и ИЗНН, имеющие всего по четыре места в парламенте. Контролировать правительство и привлекать его к ответственности будут всего восемь человек против 118.
«Демократическая партия завоевала доверие более 400 тысяч человек и была избрана в парламент. Она не должна работать против их идеалов и ценностей и вступать в союз с Монгольской Народной партией. Она должна выполнять свою работу как оппозиционная сила», — отмечает один из монгольских комментаторов.
Здесь возникают вопросы: имеет ли партия большинства право по своей воле передать 40% министерских постов другим партиям? Не является ли это нарушением Конституции? Ведь это фактически изменение результатов выборов. Избиратели предоставили право МНП назначить свое правительство, а партия в итоге самовольно распорядилась этим правом.
Также остаются проблемы с элементарным разделением властей. Новоизбранный спикер Д.Амарбаясгалан входит в состав Совета национальной безопасности, то есть имеет властные государственные полномочия вне парламента. И, конечно же, в идеале правительство должно быть отделено от парламента, а не являться его частью. Иначе действительно возникают такие кейсы, как формирование коалиционного правительства, которое в перспективе ослабляет парламентский контроль за исполнительной ветвью власти.
Фото: ubn, isee