Инсайд. Закрытие Медного завода: академики в деле
Семь директоров ведущих институтов Сибирского отделения Российской Академии Наук выступили против закрытия Медного завода и переноса металлургического производства «Норникеля» в Китай. Они просят вмешаться в ситуацию руководителей всех основных российских ветвей власти. Обращение академиков направлено председателю правительства Михаилу Мишустину, спикеру Совфеда Валентине Матвиенко, спикеру Госдумы Вячеславу Володину, а также сенатору от Красноярского края Александру Уссу.
Академики настаивают, что перенос стратегического производства в другую страну требует предметного обсуждения, решение должно приниматься с участием государства, потому что «Норникель» – это стратегическое предприятие. Недра, как известно, принадлежат государству, свое слово в конце концов должны сказать федеральные и региональные власти, продемонстрировав государственный подход к решению проблемы.
Такое впечатление, что собственникам завода и профильному министерству нет дела до того, что президент России провозгласил курс на технологическую независимость. А это означает создание перерабатывающих производств на территории страны. Естественно, что в нынешних условиях именно государство должно определять политику технологического развития, конечной целью которой стало бы создание собственных высокотехнологичных производственных цепочек.
Напомним, в конце апреля Владимир Потанин неожиданно объявил о своих планах закрыть в 2027 году Норильский медный завод и перенести производство на территорию Китая. Таким образом регион якобы избавится от вредного для экологии производства, а «Норникель» надеется получить передовые китайские технологии по производству аккумуляторов. Заявлено, что в этом случае продукция нового завода не будет подпадать под санкционные ограничения. Потанину не известно, что Запад успешно вводит точечные санкции и против китайских компаний?
Естественно, данная инициатива означает, что производство более высокого передела покидает Россию – вместе со значительной частью прибавочной стоимости, которую завод производил. Концентрат из Норильска планируется возить в Китай по Северному морскому пути. В связи с этим возникает целый пласт вопросов. Начиная с трудоустройства увольняемых рабочих, сокращения налогооблагаемой базы в Красноярском крае, и до потенциального влияния на проекты смежников. Да и где Потанин найдет необходимое количество сухогрузов ледового класса?
Кроме того, у Китая есть огромный риск в ближайшие годы свалиться в настоящую торговую войну с США. Совершенно непонятно, чем китайская юрисдикция лучше в санкционном плане российской.
Если бы это касалось шиноремонтной мастерской, то решение таких вопросов было бы делом владельцев. Однако, проект с переносом завода негативно скажется на ситуации в Красноярском крае.
«Норильский никель» не только намерен перенести за рубеж медное производство, но уже сейчас «систематически снижает объем аффинажа драгоценных металлов на «Красцветмете» и в перспективе планирует организовать его за границей. Создается впечатление, что под лозунгом борьбы за экологию владельцы стратегического производства элементарно выводят активы за рубеж. А в министерстве этой угрозы не видят? Или намерены увеличить ассортимент китайского импорта еще и медью? А что будет, если и владельцы нефтеперерабатывающих заводов пожелают уберечь свои активы от санкций и ударов украинских беспилотников, наметив перевод производственных площадок в Китай?
Поскольку Медный завод один из крупнейших в Норильске, да и крае, власти должны озвучить свое отношение к идее Владимира Потанина. В противном случае будет намеренно нанесен удар по обороноспособности страны, по ее экономическому суверенитету, по имеющимся компетенциям. Все-таки – это стратегическое направление. И самое главное, что это флагман металлургии, крупнейшее производство в Красноярском крае.
Фото: artshots.ru