Территории трезвости без трезвого подхода: зампред Бурятии предлагает лечить алкоголизм якутским методом
Зампред правительства Бурятии Евгения Лудупова в своём телеграм-канале 17 сентября посоветовала землякам брать пример здорового образа жизни с Якутии, где создано 260 «территорий трезвости» — своеобразных оазисов трезвости в море алкогольного забвения с полным запретом продажи алкоголя. В Бурятии таких территорий в десять раз меньше — всего 26, при этом республика занимает первые места в стране по алкоголизации населения.
По ее логике, чем больше «территорий трезвости», тем выше продолжительность жизни. Отметим, на 2023 год средняя продолжительность жизни в Якутии составляет 73 года, а в Бурятии — около 69-70 лет. Согласно международным исследованиям 2013 и 2020 годов, в Якутии наблюдается более высокий уровень медицинского обслуживания и доступ к качественной медицинской помощи, что способствует увеличению продолжительности жизни.
Также исследования «Высшей школы экономики» 2018 и 2020 годов указывают на то, что в Якутии уровень доходов населения выше, что позволяет людям лучше заботиться о своем здоровье и иметь доступ к более качественным продуктам питания и медицинским услугам. К 2024 году данные остаются актуальными.
Кроме того, социальные условия, такие как уровень образования и занятости, также влияют на продолжительность жизни. В Якутии эти показатели выше, что способствует лучшему качеству жизни и, соответственно, большей продолжительности жизни. Уровень потребления алкоголя и табака, а также другие поведенческие факторы не считаются ведущими факторами в исследованиях.
Остается только догадываться, почему за годы руководства Лудуповой Бурятия не смогла достичь якутских показателей в вверенных ей сферах.
Между тем статистика неумолимо свидетельствует о том, что ситуация с алкоголизмом в Бурятии остается крайне тревожной. За первое полугодие реализация алкогольной продукции в республике составила 9,8 литра на душу населения, что выше среднероссийского показателя. При этом официальные данные вряд ли отражают реальное потребление алкоголя, учитывая нелегальный оборот спиртосодержащей продукции. Примерно 30% «огненной воды» — это всякие «фунфырики» и самопал. За последние семь месяцев более восьми тысяч человек встали на учет с диагнозом «хронический алкоголизм».
Особую тревогу вызывает рост алкоголизма среди женщин. Среди госпитализированных с алкогольными психозами 28% составляют женщины, причем 56% из них — в возрасте до 49 лет. За первое полугодие в республиканский наркологический диспансер поступило почти девять тысяч человек. Эти цифры красноречиво говорят о масштабе проблемы, которую госпожа Лудупова предпочитает решать созданием «территорий трезвости» — инструментом, у которого нет доказанной эффективности.
Очень много свидетелей и самих жителей таких территорий с настоящим «сухим законом» сообщают о том, что люди продолжают пить, либо стали употреблять алкоголь еще больше. Из 26 «островков трезвости», вероятно, лишь единичные случаи реально успешные. Например, улусы Тохорюкта, Алаг Шулун и Бом упоминаются в качестве образцовых.
Господин Горбачев уже пытался создать «территорию трезвости» на государственном уровне в 80-е годы. Результатом стали нелегальные точки и резкое увеличение самогоноварения. «Территории трезвости», возможно, и оставляют меньше следов в официальной статистике, но вряд ли могут быть эффективным решением.
Пока министр-зампред любуется балетом на Байкале и ездит в Монголию с непонятными визитами, в ее ведомстве творится полный бардак. Зато в телеграм-канале госпожи Лудуповой — сплошной позитив и радужные селфи. Массовый исход врачей и медсестер из профессии, нехватка квалифицированных специалистов и лекарственных средств в больницах — все это, видимо, менее достойно внимания министра, чем создание «территорий трезвости».
Отметим, пресловутый антиалкогольный закон, поспешно принятый Хуралом в двух чтениях сразу, по сути лишь душит малый бизнес и ограничивает свободу граждан. Изменится ли атмосфера в республике от того, что в 17% торговых точек запретят продажу спиртного? Вряд ли. Запретами пьянство не победить. Нужна комплексная работа по пропаганде ЗОЖ, доступная медпомощь, рабочие места и достойные зарплаты.
Лудупова могла бы попытаться не просто «догнать Якутию», а заняться созданием полноценной системы медицинской и социальной помощи тем, кто уже попал в пьянство. Но зачем заниматься планомерной сложной работой, когда всегда можно найти внешние примеры и сравнения, которые легко вписываются в телеграм-посты и вставляются в интервью для отчетности?
Фото: телеграм-канал Евгении Лудуповой