Рейтинговый апгрейд Монголии: большие проекты — большие риски
4 октября международные рейтинговые агентства S&P и Fitch повысили кредитный рейтинг Монголии до уровня «B+» с позитивным прогнозом. Это открывает перед страной новые возможности для привлечения более дешевого зарубежного финансирования и иностранных инвесторов в крупные национальные проекты.
Еще недавно, в 2016 году, Монголия балансировала на грани дефолта. Министр финансов Б.Джавхлан подчеркнул, что повышение рейтинга стало результатом поддержания финансовой дисциплины и ответственной работы правительства. Хотя, честно говоря, основной заслугой стало увеличение экспорта в горнодобывающей промышленности. В апреле 2022 года чиновники объявили о полном избавлении страны от риска дефолта после успешного урегулирования долга в размере 1,6 миллиарда долларов.
Монгольское правительство рассчитывает реализовать 14 мегапроектов, включая совместный с Францией урановый проект, строительство железной дороги Гашуунсухайт-Ганцмод, ГЭС мощностью 90 МВт в Эрденебурене, ТЭС на 450 МВт в Тавантолгое, проекты в сфере ВИЭ и ряд перерабатывающих производств. По оценкам премьер-министра Л.Оюн-Эрдэнэ, запуск хотя бы пяти из этих проектов позволит довести ВВП страны до 95 триллионов тугриков (2,6 триллиона рублей) к концу 2025 года.
В случае полной реализации всех мегапроектов к 2026 году прогнозируется рост ВВП Монголии до 132,3 триллиона тугриков (3,7 триллиона рублей), а подушевого ВВП — до 960 тысяч рублей к 2028 году. Амбициозные планы потребуют существенного притока инвестиций, в том числе иностранных. И повышение кредитного рейтинга приходится здесь как нельзя кстати, улучшая инвестиционную привлекательность страны.
В то же время политика национализации добывающих предприятий в Монголии выходит на повестку дня. 1 октября в монгольский парламент внесен законопроект, предусматривающий получение в руки государства до 34% долей в девяти стратегических месторождениях, находящихся в частной собственности. Доходы от их разработки предполагается аккумулировать в Фонде национального благосостояния и направлять на финансирование крупных инфраструктурных проектов, инвестиции в глобальные финансовые рынки, поддержку здравоохранения, образования и жилищных программ через именные накопительные счета граждан.
Хотя часть компаний уже выразили готовность к диалогу с властями по этому вопросу, инициатива по национализации вызывает вопросы с точки зрения экономической целесообразности. Исследования Всемирного банка показывают отрицательную корреляцию между уровнем огосударствления ресурсной отрасли и притоком прямых иностранных инвестиций. В условиях высокой коррупции национализация способна отпугнуть зарубежных инвесторов, без которых полноценное развитие монгольской горнодобычи невозможно.
Правительству Монголии следует сфокусироваться на создании стабильных и понятных правил игры для недропользователей: через совершенствование налогового законодательства, развитие инфраструктуры и инвестиции в геологоразведку. Только так можно обеспечить сбалансированное развитие минерально-сырьевого комплекса в интересах всего населения страны.
По мере разворачивания крупных проектов привлеченные ресурсы будут направляться и в социальную сферу. В планах правительства значится внедрение масштабных ипотечных программ, призванных увеличить долю жилья, доступного для широких социальных групп. В 2025 году на субсидирование ипотечных кредитов планируется направить 1,2 триллиона тугриков (33,8 миллиарда рублей) из различных источников, включая Стабилизационный фонд, Центробанк и коммерческие банки.
Привлечение инвестиций и дифференциация кредитных программ могли бы позволить снизить процентные ставки, тормозящие развитие перерабатывающей промышленности в Монголии. Кредиты под 20% годовых и выше делают такие проекты нерентабельными. Поэтому снижение ставок и поддержка предпринимательства станут ключевыми темами на предстоящих парламентских слушаниях по денежно-кредитной политике.
В бюджете Монголии на 2025 год заложено 760 миллиардов тугриков (21,4 миллиарда рублей) на создание первого национального спутника. Он призван обеспечить независимый доступ к интернету и ИТ-услугам из любой точки страны. Хотя необходимость этого проекта на фоне существования глобальных спутниковых группировок вроде Starlink неочевидна.
В то же время реализация другого важнейшего инфраструктурного проекта — строительства нефтеперерабатывающего завода на индийский кредит — пробуксовывает. Но обретение независимости от импорта топлива выглядит куда более насущной задачей для монгольской экономики.
Определенный прогресс наблюдается в энергетике. 7 октября в сомоне Баянжаргалан введен в строй первый блок мощностью 150 МВт угольной электростанции «Буурулжуут». Всего запланировано четыре блока аналогичной мощности, полный ввод которых намечен на 2028 год. Проект предусматривает создание 1040 рабочих мест и возведение жилого района на 2000 человек с сопутствующей инженерной и транспортной инфраструктурой. «Буурулжуут» стал крупнейшим энергетическим проектом Монголии за последние 30 лет.
Кроме того, в планах правительства значится развитие возобновляемых источников энергии. Проекты строительства гидроэлектростанции в Эрденебурене и целого ряда объектов на основе солнечных и ветровых технологий являются не только экологической инициативой, но и стратегическим решением в направлении снижения импортозависимости от углеводородов, разгрузки транспортных и коммунальных сетей столицы и сельских регионов.
Медленно продвигается другой приоритетный инфраструктурный проект — строительство железной дороги Тавантолгой-Гашуунсухайт, призванной связать крупнейшее угольное месторождение страны с госграницей. Линию длиной 233 километра от Тавантолгоя до Гашуунсухайта подрядчик закончил в 2022 году после двух лет строительства. Однако продолжение особо важной магистрали до Ганцмода многие годы буксовало из-за политических проволочек. Лишь в 2023 году парламент принял постановление о мерах по реализации этого проекта, а в апреле 2023 года Монголия и КНР заключили соглашение о совместном строительстве трансграничного железнодорожного моста на маршруте.
При этом сама железная дорога до Ганцмода на момент октября 2024 года находится лишь на стадии обсуждения, сроки ее строительства не определены.
Повышение кредитного рейтинга Монголии является сигналом для международных инвесторов о стабилизации макроэкономической ситуации в стране. Однако ключ к успеху лежит не только в грамотном финансировании, но и в способности правительства выстроить взаимовыгодные модели сотрудничества с бизнесом и инвесторами, избежав стремления к излишнему государственному контролю над экономикой.
Фото: Монцамэ, journal-neo