Объeдинение по Тишанину. Нeформальные заметки о журналистской тусовке
Задумка, безусловно, была отличной: устроить сначала банкет, а наутро – встречу с губернатором.
В результате цвет иркутской журналистики, собравшийся в минувшие выходные в кемпинг-отеле “Елочка”, каверзных вопросов Александру Тишанину не задавал и проблемами объединения не интересовался, предоставив микрофон товарищам с района, озабоченным не столько объединением, сколько отсутствием зарплат и каких-либо перспектив для местных газет.
Вопрос с районными газетами, безусловно, весьма сложен, однако не настолько важен, чтобы губернатор региона, покрывающего без особых проблем пару-тройку Франций, тратил целый день на выслушивание бесконечных жалоб на заклинивший ксерокс и отключенный за неуплату телефон в каком-нибудь “Боханском вестнике” с тиражом 500 экземпляров. И, само собой, губернатор никогда не стал бы заниматься столь мелкими вопросами, если бы не неуклонно приближающееся объединение – и весьма логичные в свете этого реверансы перед четвертой властью.
Надо сказать, это уже не первая подобная встреча губернатора с журналистами. Буквально пару недель назад почти все главные редакторы “районок” были собраны в помещении Областного союза журналистов и имели возможность излить свои жалобы и просьбы лично Александру Тишанину. Особый восторг у собравшихся вызвала солидная дама, явно служившая главным редактором еще во времена Брежнева, которая зачитала по бумажке длиннейшее воззвание от себя лично, но в стиле партийно-хозяйственных конференций, которое сводилось к одной, но глубокой мысли – а именно заверения в полной преданности и готовности исполнить любое повеление свыше.
К счастью, новый иркутский губернатор не падок на лесть – хотелось бы надеяться, что это похвальное качество сохранится у него надолго. Поэтому на встрече в “Елочке” он был краток и не уносился в выси публичной политики – несмотря на то, что собравшимся иногда этого хотелось. Особенно в вопросе об объединении регионов. Хотя присутствовавшая на встрече оппозиция предусмотрительно молчала, понимая, что откровенных ответов на самые острые вопросы все равно не получить, но представители усть-ордынских СМИ все-таки умудрились перевести доверительную и теплую беседу о губернаторских детях и спортивных увлечениях высокого гостя в нужное русло, а именно – зачем, собственно, сдалось это объединение Усть-Орде?
К вопросу губернатор оказался готов и весьма четко изложил основные преимущества объединения для усть-ордынцев. А именно: решение проблем с медициной, реализацией товаров и бедностью УОБАО. По словам губернатора, если уровень бедности у Иркутской области составляет 26%, то в УОБАО он – 80%. К сожалению, губернатор не объяснил, что мешает в существующей ситуации пускать жителей Усть-Орды в областную больницу, а усть-ордынских крестьян – на иркутские рынки.
Вопрос же о бедности – действительно, самый острый из всех вопросов взаимодействия двух регионов. В самом деле, если даже на закате советских времен сельские хозяйство Усть-Орды разительно отличалось в лучшую сторону от окружающих колхозов и совхозов, то сейчас зрелище разоренных полей и скотных дворов производит удручающее впечатление. Хотелось бы, однако, понять, что является тому причиной – и ответить на этот вопрос, вероятно, смог бы глава округа Валерий Малеев... если бы захотел.
Как показывает семидесятилетняя практика советского хозяйствования, при особом умении и желании можно развалить любую экономику. И какие-либо региональные границы мало влияют на скорость этого развала...
Тем не менее, худо-бедно, а после слов Александра Тишанина преимущества объединения для Усть-Орды более-менее прояснились. А что же получит в результате объединения Иркутская область? Вот тут что-либо оптимистичное сказать пока что не смог ни один из заинтересованных лиц. Даже ребенку понятно, что экономика Иркутской области после объединения получает увесистый камень себе на шею в виде отсталого региона, требующего солидных экономических вливаний и – самое главное – привыкшего жить на дотации. И если жителей Усть-Орды, возможно, еще как-то удастся заманить на референдум, и – самое главное – заставить проголосовать за объединение, то жителей Иркутской области на референдум не заманить даже сладким пряником. Более того – большая часть жителей области не только не понимает целей объединения, но и слабо представляет себе, где находится Усть-Орда. В основном об Усть-Орде имеют представление только счастливые владельцы автомобилей, которые помнят, что до статуи всадника стоят “наши” гаишники, а дальше – не наши. А после Баяндая – опять наши... Жители же Бодайбо, Казачинска, Усть-Илимска вообще вряд ли представляют себе географию и экономику Усть-Орды и с большим удовольствием посвятят воскресение 16 апреля весенней рассаде, чем походам на избирательные участки.
Сказанное частично подтверждается ситуацией с таинственным социологическим опросом, проведенным осенью 2005 года для определения отношения населения региона к объединению. Александр Тишанин наотрез отказался озвучить результаты этого исследования, сославшись на то, что не хочет усиливать негативные тенденции в обществе. Однако дотошные журналисты уже нашли людей, работавших на проведении соцопроса, и легко выяснили, что значительная часть опрошенных на вопрос об отношении к референдуму отвечала “а что это такое?” или что-нибудь в этом духе.
Впрочем, и в этом вопросе, и в других, не менее сложных, иркутский губернатор проявил подлинные качества настоящего политика – а именно умение грамотно уходить от прямых ответов на вопросы. Точно так же, как ушел от прямого вопроса о размере субсидий для районных СМИ и один из заместителей губернатора Алексей Бельков. Вопрос же о субсидиях являлся, пожалуй, самым главным для районных журналистов. Действительно, после кончины советской власти “районки”, которые никогда не были и не могут быть рентабельными, оказались полностью зависимы от местной власти, которая совершенно закономерно превращала их в рупор главы администрации, а любое проявление своеволия и свободы слова карала жестоко и без намеков на либерализм. Само собой, измученные журналисты, многим из которых больше попросту негде работать, восприняли обещание губернатора выдать субсидии из областного бюджета как некое благодеяние, манну, свалившуюся с неба.
К сожалению, жизненный опыт подсказывает, что все эти субсидии чудесным образом могут закончиться на следующий же день после проведения референдума. Однако, видимо, такова человеческая натура – верить в высокое и светлое, а потому все районные СМИ будут дудеть в дуду референдума изо всех сил. А, следовательно, труды губернаторской команды в течение целого дня не пропали даром. И это – хорошо...