"Настроение - не вставал бы с утра. И вообще бы не жил"
Былая слава шахтерского города Черемхово давно в прошлом. Во времена обвала угольной отрасли в России здесь одна за другой закрылось множество шахт. Подземная выработка приказала долго жить. До недавнего времени в Черемхово работало два угольных разреза. Сегодня разрез "Черемховский" встает на консервацию. По плану собственника ОАО Востсибуголь, к концу 2002 года это предприятие будет ликвидировано полностью.
Судьба разреза решена
Директор разреза Игорь Милькевич встречает рабочий день как обычно - в рабочем кабинете. Он проработал на разрезе очень долго. Язык никак не поворачивается назвать его генералом без армии...
Идет селекторное совещание."Черемховский разрез, вопросы есть?" - вопрошает телефонный собеседник. "Вопросов нет", - спокойно отвечает Милькевич. И, обращаясь ко мне, добавляет: "Так мы теперь работаем. Никаких вопросов уже нет".
Действительно, судьба Черемховского разреза практически решена. На первое июня предприятие уволило 272 человека. Из них половина пенсионеров, часть шахтеров написала заявление по собственному желанию. Более 150 горняков ушли переводом на действующий угольный разрез "Сафроновский". Еще двести работников приглашено для рассмотрения на профкоме. Всего более 700 черемховских шахтеров остаются без работы.
Сегодня фактическая численность работающих на предприятии составила полтысячи человек. Списывается старая техника, машины встают на монтажные площадки.
После 100 лет угледобычи...
Проблемы угольщиков родились не вчера и даже не год назад. Все шло к тому, что продукция угольщиков когда-нибудь перестанет быть востребованной. От черемховского угля отказалось множество ангарских котелен. Прошлая теплая зима окончательно подкосила предприятие. Упали объемы поставок. С первого апреля началась консервация разреза. Часть техники уже ушла на продажу.
Обстановка на разрезе самая мрачная. Все, не сговариваясь, говорят об одном и том же. После 100 лет угледобычи черемховский уголь самого высокого качества оказался не нужен.
- На черемховские деньги отстроена большая часть Приангарья - Ангарск, Шелехов, Братск. Наш Черемховский разрез всегда был кузницей кадров для родственных отраслей. Все эти Хараноры и Нерюнгри учились у нас. А сегодня нам никто и руки помощи не протянет. Это - трагедия для предприятия, - вот такие высказывания слышала я на разрезе.
Еще здесь подсчитали, что при самой активной добыче запасов угля хватит еще лет на 400. Но кому теперь нужны эти подсчеты?
В отделе кадров предприятия пригорюнились три кадровички. Масса народу проходит у них с утра. "Мужчины имеют хоть какой-то шанс устроиться на работу, на ту же "Сафроновку". Куда пойдут женщины?" - обращаясь ко мне, спрашивают кадровички. На фабрику Сафроновского разреза требуются женщины - машинисты установок. Но устроиться можно исключительно через хороших знакомых. Не резиновая фабрика, не вместит всех желающих. А безработных в Черемхово и без шахтеров хватает. "Настроение - не вставал бы с утра и вообще бы не жил... Скорее бы уж к одному концу", - горько говорят женщины.
Приглашает Чита, приглашает Бодайбо
Легче, пожалуй, тем, кто не доработал до пенсии меньше двух лет. Таких досрочно отправят на заслуженный отдых. Что будет с остальными шахтерами? Настроение у людей - лучше не подходить. У доски объявлений, сплошь увешанной предложениями о работе, останавливаю немолодого горняка. Представляться отказывается, тяжело машет рукой, мол, чего уж тут... Скупо рассказывает:
- Мне повезло, переводом ухожу на Сафроновский разрез. Там моя специальность требуется. А для многих трудоустроиться - проблема из проблем...
На доске объявлений множество предложений. Различные предприятия приглашают отставных шахтеров в Читу и Бурятию. ЗАО "Надеждинское" приглашает горняков для комплектации экипажей горных машин, старательская артель из Бодайбо тоже сватает рабочих. Вообще предложений от старательских артелей много. Зарплаты высокие.
- Четверо моих знакомых съездили золотарями в тайгу, - продолжает мой безымянный собеседник. - Поработали, а больше уж не поедут. За вычетом питания и проживания, не такими уж высокими обещанные заработки оказались. Жить по полгода в тайге вдали от родных - кто выдержит?
Город живет в ожидании
В городской администрации по поводу закрывающегося разреза создана рабочая комиссия быстрого реагирования. Она пытается помочь влиться высвобожденным шахтерам на рынок труда Черемхово. Специалисты городского центра занятости еженедельно выезжают на разрез, консультируют рабочих, знакомят с вакансиями. Рита Бочарникова, начальник экономического управления администрации города, показывает множество документов, так или иначе связанных с судьбой Черемховского разреза. Подготовлен запрос в Востсибуголь с предложением переобучения шахтеров, с учетом банка вакансий по области. Идет работа по трудоустройству горняков в родственных областях. "В масштабах нашего города ситуация на Черемховском разрезе - безусловно, проблема", - подчеркнула Рита Николаевна.
Равнодушных к шахтерам в городе нет. Но надеяться на то, что все угольщики будут благополучно трудоустроены, по меньшей мере наивно.
- У нас помимо шахтеров в городе полторы тысячи безработных, - говорит заместитель директора центра занятости Лилия Литвинцева. Вскоре на биржу труда придут еще 446 человек с закрывающегося разреза. Сегодня на бирже - временное затишье.
Три месяца уволенным шахтерам будет платить предприятие. После в течение года оставшиеся без работы горняки будут получать пособие по безработице. "Самый наплыв безработных угольщиков начнется к концу этого года, - считают в центре занятости. Пока мы ждем. Не исключено, что многие просто в шоке или в состоянии ожидания обратимости процесса".
В центре занятости предлагается множество вакансий с выездом из города, работы вахтовым методом. Но решиться выехать с обжитого места сможет не каждый. Работать вахтой смогут тоже не все в силу возраста и семейных обстоятельств. На предприятиях города трудоустроиться проблемно. Практически все предприятия угольной промышленности - рудоремонтный завод, совхоз "Горняк", а также Управление рекультивации земель и Управление "Водоканализации" - предоставили в центр занятости списки на сокращение работников. Не в полную мощность работает чулочная фабрика, картонно-рубероидное предприятие уже не работает. Еле дышит ДОК. Идут сокращения на всех предприятиях Востсибугля. "К нам в центр уже приезжал юрист с Сафроновского угольного разреза - ознакомиться с необходимой документацией. Не исключено, что "Сафроновка" - следующая на очереди", - говорят в центре занятости.
Горняцкий город живет ожиданием. Что будет завтра, уверенно сказать не может никто.