ТЭЦ-3: золотая жила или телец?
Улан-Батор бурлит от страстей вокруг соглашения между монгольским и российским правительствами о подготовке проекта расширения и модернизации ТЭЦ-3. 25 декабря депутаты Великого Хурала не поддержали его в нынешнем виде.
В 2016 году Монголия обратилась к российской стороне с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении льготного кредита на сумму около 100 миллиардов рублей. По информации из российских СМИ, азиатские партнеры умолчали о цели кредита, поэтому Москва отклонила запрос. Судя по монгольским СМИ, министерство финансов РФ отметило, что готово кредитовать только две отрасли: железная дорога и энергетика. Монгольское министерство энергетики предложило направить российские миллиарды на модернизацию ТЭЦ-3. И вот здесь началось самое интересное.
Оказывается, льготный кредит имел специальные условия: он предоставляется конкретному российскому предприятию, навязанному монгольской стороне в качестве единственного подрядчика. Видимо, уже тогда в качестве подрядчика рассматривалась российская компания «Интер РАО Экспорт» (ОГРН 1117746835480). В итоге кредит Монголия не получила.
Почти десять лет представители «Интер РАО» кружились вокруг проекта, проедая командировочные и решая вопросы в правительственных кулуарах, и в итоге предъявили технико-экономическое обоснование с суммой в 1,3 миллиарда евро. При этом монгольские инженеры из ТЭЦ-3 пришли к сумме в 814 миллионов долларов (906 миллионов евро). Разница — 394 миллиона евро. Депутат парламента Ж.Алдаржавхлан иронично назвал соглашение «покупкой УАЗа по цене японского джипа».
Из-за денежных споров процесс модернизации ТЭЦ-3 опять завис, хотя соглашения на уровне правительств были подписаны ещё в сентябре 2024 года. После отклонения соглашения монголы обсуждают «золотую середину»: «Интер РАО» подготовит полноценный проект модернизации, который монгольская сторона полностью оплатит и получит в свою собственность. Если сторонам удастся сторговаться, то «Интер РАО» останется подрядчиком, и тогда Россия предоставит кредит компании. Однако в противном случае Монголия остаётся с дорогостоящим проектом и поиском достаточной суммы для его реализации самостоятельно. Именно таких «сюрпризов» боятся многие монгольские эксперты и депутаты.
Когда государство хочет с кем-то партнёрствовать, то прежде всего оно определяется со своими национальными приоритетами, само составляет ТЭО по рыночной цене и начинает переговоры со всеми, кто способен сделать лучше и дешевле конкурентов. Но монгольские чиновники хотят работать по принципу: «Найдём кредитора и получим откат с завышенной в три раза сметы».
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Ранее на Бабре:
Реформа по второму кругу: монгольские грабли энергетической отрасли