Катамараны для избранных, уборка для своих: кто останется за бортом байкальского туристического бума
Федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал» предполагает к 2029 году превратить берега священного озера в центр круизного туризма. На бумаге — модернизация девяти причалов, новые суда и отели, интеграция местной культуры. На практике — три миллиарда рублей, вложенные в инфраструктуру с высокими рисками экологических катастроф и управленческих просчётов.
В рамках федпроекта «Восточно-Сибирское речное пароходство» готовит к запуску на Байкале два катамарана на 148 пассажиров. Маршруты проложат от Ольхона до Листвянки, через Забайкальский нацпарк и Баргузинский заповедник в Бурятии. Компания «Водоходъ» заказала проект судна «Байкал», конструкторское бюро «Петробалт» ведёт разработку. Планируется современный трёхпалубный лайнер с комфортабельными каютами, ресторанами, барами, детской комнатой и даже спа-зоной, куда уж без неё. В ОЭЗ на вопросы о мерах безопасности отвечают шаблонами о «соблюдении федеральных норм», хотя, по данным Росприроднадзора, на Байкале фактически отсутствует система сбора и очистки отходов с судов.
Из трёх миллиардов рублей, выделенных на модернизацию причалов до 2029 года, 1,2 миллиарда направят на участок «Турка»: 400 миллионов — на два волнореза, 300 миллионов — на берегоукрепление, 500 миллионов — на реконструкцию причала для маломерных судов. Остальные 1,8 миллиарда распределят между восемью объектами. Для сравнения: в 2024 году на ремонт всех дорог Бурятии выделили более пяти миллиардов.
В итоге федеральные деньги будут осваивать иногородние резиденты, а риски берут на себя местные жители и природа. Проект «Пять морей» обещает создать не менее трёх тысяч рабочих мест. Однако вакансии в Green Flow и на судах «Восточно-Сибирского пароходства» явно будут требовать знания английского языка и опыта работы в отельном бизнесе. Местным жителям останутся должности уборщиков или охранников за 25 тысяч рублей.
Пройдут годы, пока всё задуманное окупится и вернёт бюджетные деньги обратно в казну, если вернёт вообще. Туристические места должны приносить деньги не только узкому кругу лиц и конкретным коммерсантам, а всей Бурятии в виде поступлений в бюджет, налоговых выплат и развития сферы услуг.
Кроме того, экологический ущерб от круизного туризма уже проявляется в мелочах. Например, сокращается популяция байкальских губок — уникальных организмов, фильтрующих воду озера. Учёные считают, что сбрасываемые судами отходы серьёзно изменили экосистему озера в разных участках.
Напомним, правительство Бурятии 24 декабря 2024 года приняло постановление № 747, разрешающее вырубку деревьев в особой экономической зоне «Байкальская гавань» под предлогом «пожарной безопасности» и «некапитального строительства». Формально за каждое срубленное дерево посадят пять саженцев. Реальность иная: документ стал инструментом для застройки береговой линии. Уже сейчас на участке «Турка», где возводят четырёхзвездочный отель Green Flow, запущена трансформаторная подстанция. Отметим, существующие сети с износом более 80% явно не выдержат нагрузку от новых объектов.
Гендиректор Green Flow Александр Тертычный также планирует построить SPA-комплекс с бассейнами на берегу Байкала. Для подогрева воды планируют использовать электроэнергию, что также «ляжет на плечи» новой подстанции и всей энергосистемы Бурятии. В любом случае льготы и поблажки для резидентов «Байкальской гавани» позволяют им выбивать дополнительное финансирование из бюджета на «аварийные нужды».
«Нам говорят, что туризм спасёт Бурятию. Но что останется от Байкала, когда его „спасут“?», — пишет в комментариях один из местных жителей.
Стоит заметить, что пока планируется развитие круизного туризма и комфортное размещение богатых туристов на новых лайнерах, за бортом остаётся обычный человек, тот самый житель Бурятии, у которого есть естественная потребность выйти на берег любимого озера, порыбачить, пожарить шашлык и искупаться. Что может предложить Бурятия обычному туристу? Опять отели и рестораны? А природа? Прибрежные территории со свободным доступом для простых жителей? Таковых очень мало. Те, что есть, в основном используются под создание платных частных зон отдыха и парковок для маломерных судов.
Планы властей направлены на полное отсутствие бесплатных возможностей соприкоснуться с байкальской природой. И это явно противоречит концепции развития экологического туризма. Какая может быть гарантия, что после открытия круизного туризма не закроют бесплатные береговые линии? Озеро может оказаться частным владением тех, кто строит отели и порты на бюджетные деньги. Всё это очень не оптимистично.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Фото: туроператор «Байкалика», сайт правительства Бурятии