Нам пишут. Наука в Бурятии умирает: чего боится молодёжь?
Вот прошёл день науки, а впечатления двоякие после всех этих мероприятий. Университет – не просто учебное заведение, основное его отличие заключается в обязательном осуществлении научной деятельности. Отрадно видеть, что университеты всеми возможными путями пытаются завлечь в науку молодёжь, однако этого особо не происходит. Есть несколько основных причин, в частности в нашем Улан-Удэ.
Отсутствие мотивации в виде денег
Вчерашний студент, который решил продолжить путь в науке, будет получать стипендию в среднем при поступлении на бюджетное место 6500 рублей. Он, конечно, может устроиться на кафедру на полную ставку, но есть нюансы. Во-первых, его оклад в лучшем случае составит 24000 рублей. Во-вторых, устроиться на кафедру не всегда возможно. В-третьих, помимо основной преподавательской деятельности в виде составления ежегодных рабочих программ и обновления кафедральных методичек, а также участия в принудительно обязательных шествиях на площади Советов и выборах в качестве массовки сотрудник получит груз бумажной волокиты. А если попасть в период аккредитации, то ситуация ещё хуже.
Не стоит забывать также дисциплины, которые необходимо преподавать, разобраться в теме. Это обычно новая область, в которой студент ещё не разобрался, что снижает качество обучения учащихся. Необходимо выполнять норматив в виде статей в хороших журналах, участия в семинарах и конференциях, обязательно учиться для сдачи кандидатских минимумов и написания самой диссертации. Это всё только при лучшем раскладе.
В 2025 году количество бюджетных мест в аспирантуру на весь Бурятский государственный университет – 41, Бурятскую государственную сельскохозяйственную академию – 12. В Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления вообще нет мест. На этом этапе уже происходит большой отсев желающих в науку.
В это время одногруппники уже получают зарплату 45 тысяч без опыта работы и с меньшей головной болью. Если переедет в «нерезиновую» или на вахту, то – гораздо больше. В этом свете уже крайне сомнительно смотрится перспектива работы в университете. Однако стоит отметить, что в плане построения карьеры можно идти далеко вперёд, если вы хороши в фундаментальных науках, в которых нет необходимости в хорошем оборудовании. Здесь надо сказать про оборудование.
Отсутствие оборудования и финансирования
Дальнейший рост в науке, особенно в прикладной, требует наличия современного оборудования: измерительных аппаратов, лабораторных стендовых и прочего, что стоит от 500 000 рублей и выше и часто европейского санкционного происхождения. Если вы сходите в корпуса наших университетов, посмотрите их оборудование, каких оно годов и какие есть их современные аналоги, то увидите, что это прошлый век.
Из старого оборудования выжато всё, что можно, и сделать актуальную свежую работу на нём вряд ли сможете. Конечно, можно там немного поменять одно, потом другое – и получится новый результат. А потом, как вариант, вписать этот результат в диссертацию, но от этой работы, как и от сотни аналогичных других, практической пользы нет никакого.
У университетов нет возможности обновить оборудование в связи отсутствием финансирования. А финансирование зависит от количества обучающихся (обычно), и это приводит к тому что, нельзя отчислять студентов.
Будь вы отчаянным двоечником, вас будут держать до последнего. Именно поэтому вы видите в списке студентов множество мёртвых душ и различных иностранцев, каким-то образом сидящими год за годом списке студентов. Поэтому после поступления абитуриентов идут различные перетусовки в вузе из одной группы в другую. Так как человек хотел в одно место, но баллов не хватило – тогда его зачисляют на другую специальность с низким проходным балом, а потом переводят на другую. Это одна из основных причин, почему у нас выпускники низкой квалификации. Поэтому, работодатели, не удивляйтесь им, все пытаются выжить.
Студенты отлично видят, когда их одногруппник, который ничего не делает по учёбе, получает зачёт и уходит обратно на работу в кафе дальше зарабатывать. Соответственно, зачем стараться? И это же приводит к отсутствиям победителей всероссийских или международных олимпиадах наших студентов: все варятся в собственном соку, весь максимум – это внутренние олимпиады, поэтому вся новостная лента университета завалена с результатам только внутренних мероприятий.
Попробуйте найти прямо сейчас такую новость – будет пусто. Более того, обычно университет вообще не заинтересован в повышении качества обучении студентов. Если смотреть, за что дают премии преподавателям (если дают), то руководству важнее сделать заполнение рабочих программ, учебных планов и прочее, а результативность студентов – в последних строчках. Соответственно это приводит к низком рейтингу университета в глазах работодателя и плохому престижу данного вуза среди жителей.
Получается такой замкнутый круг, нет денег – нет оборудования – нет специалистов- – нет рейтинга университета – нет студентов…
Однако в качестве исключения можно сказать про БГСХА, который чудесным образом оказался в «Приоритете 2030», получил отличное финансирование и закупил на эти деньги оборудование. Это огромный плюс, но есть несколько но. БГСХА – это сельхозтехника, работа в деревне и спортсмены с районов. Именно такое впечатление складывается, когда звучат эти пять букв. Университету придётся много поработать, чтобы завлечь абитуриентов. Индустриализация и цифровизация молодёжи не совсем складываются в дальнейшей перспективе с данным университетом, если не планируешь в деревню. Деньги скоро закончатся, и наконец основное «но» – следующий фактор.
Отсутствие квалифицированных кадров
Хороших сотрудников по всей Бурятии, которые содержат научные школы, защищают своих аспирантов, можно на пальцах посчитать. Неважно, сколько студентов у вас в вашем научном сообществе или лаборатории, это не даст результата без квалифицированного руководителя и соответствующего оборудования. Хоть десять мероприятий провести из-под палки для завлечения молодёжи в науку, это не даст результата. Нужен руководитель научной школы денежно мотивированный и свободный, и молодёжь под его крылом в хорошей лаборатории.
Я видел лаборатории, в которых из имущества числится только стол, но с требованиями от руководства выполнять, сидя там, несколько статей в высоко рейтинговых журналах. И видел застаивающееся старое оборудование, которое числится на балансе, но некому на нем работать, так как нет обученных сотрудников для него, в связи недостаточного финансирования мастеров, да и нет особой пользы. Поэтому защищающих в срок свои работы, практически нет.
Диссертация – это большой труд. Тех, кто могут этот труд вывести до конца, единицы. Должны сложиться все звёзды: сама диссертационная работа, работа в вузе, бюрократия, руководитель, жильё, личная жизнь и прочее. Поэтому университеты не публикуют количество молодых научных сотрудников (до 35 лет), имеющих научную степень, по понятным причинам. Да и точное количество сотрудников со степенью тоже нет.
В целом, профессорский состав только уменьшается. Университет всячески держит пенсионеров на галочке в своих списках на мелочной ставке, чтобы отчитаться их количеством, а на деле они давно не приходят. Одни и те же лица перебегают от одного университета к другой, и дальше будет хуже, если не поменяются условия.
Получается, до получения степени тебе надо проживать с окладом 25000 рублей при условии преподавания. Если вы холостой, то как-то прожить ещё можно попытаться, потесниться в общежитии или у родителей. А если своя семья, то уже не вывести. Конечно, можно выиграть хорошие гранты, но не для молодёжи сидящих в вузах третьей категории. Именно там сидят наши университеты Бурятии. Молодых победителей федеральных грантов практически нет.
Некоторые легко проходят этот путь, если действительно хороши, или когда есть родственники в этой сфере, или мохнатая лапа. Благо, сейчас таких мохнатых хорошо выявляют, работает диссернет. До этого времени было много работ, которые просто копировали друг у друга. Хорошо, если до 10% скопировал, но больше – это уже не оригинальная работа.
Чтобы их посмотреть таких мохнатых, можно открыть сайт «диссернет» и посмотреть персон по нашему региону, и вы увидите удивительную картину из 82 персон. Там есть и наши уважаемые депутаты с Хурала, множество руководителей, ректоры и сотрудники наших университетов. Как-то не очень красиво получается: вроде лидер, но сам ненастоящий. И если посмотреть фигурантов диссернета по университетам, то лидером окажется ВСГУТУ – 41 защитившийся, БГУ – 23, а БГСХА защитились всего десять сотрудников.
Надо ли всё это молодёжи? Поэтому Бурятия в низах по внедрению новых технологий и научным разработкам. Становится интересно, кто же будет работать в новом кампусе на набережной?
С Днём науки.