Блогнот. Лесные пожары и влияние на ЕДГ-2025
Лесные пожары вновь врываются в информационную повестку регионов. Так, глава Забайкалья Александр Осипов уже объявил о введении в крае режима повышенной готовности. По его словам, в регионе зафиксировали и потушили первый лесной пожар.
Огненная стихия в последние годы без преувеличения трансформировалась в важный фактор внутренней политики. Некоторые губернаторы фактически получили красные карточки, споткнувшись на борьбе с ЧС.
Можно предположить, что нынешний весенне-летний сезон в этом смысле не станет исключением: леса продолжат гореть, однако именно от масштаба стихии будет зависеть степень влияния на социальное самочувствие и острота реагирования федерального центра.
Сложность ситуации еще и в том, что предстоящей осенью в России состоится Единый день голосования, и лесные пожары рискуют стать дополнительным фактором общественно-политического баланса.
Однако следует констатировать, что ни на федеральном, ни на региональном уровнях до сих пор не найдено эффективного рецепта противодействия стихии. Зачастую борьба с лесными пожарами превращается в еще один коррупционный фактор: финансирование выделяется, однако деньги в самом буквальном смысле сгорают.
Как я отмечал ранее, субъекты не готовы противостоять стихии. Можно вспомнить, что в прежние годы Кремль попытался возложить ответственность за подобные ЧС именно на регионы, тогда же эффективность борьбы с возгораниями трансформировалась в один из губернаторских kpi. Однако сейчас надо признать, что сжечь карьеру отдельного главы субъекта – просто, а вот реально справиться с такого рода ЧС – гораздо сложнее. Чаще всего региональные управленческие команды не располагают необходимым инструментарием для противодействия разгулу стихии.
Вопрос «что делать?» по-прежнему висит в воздухе. Попытки спихнуть решение проблем сверху вниз вряд ли увенчаются успехом: федеральному центру в любом случае не удастся «локализовать» эту историю: пожары в условной Якутии или Забайкалье все равно придется, так или иначе, «расхлебывать» Москве.
Убежден также: прежде чем пытаться вводить жесткое политическое администрирование лесных пожаров и наказывать губернаторов за недостаточно активную работу по их предотвращению, следует, как мне представляется, реформировать всю систему управления лесным хозяйством. Думается, что на помощь может прийти и мировой опыт, и не столь позабытая советская практика.
Однако менять систему государство пока, похоже, не готово. Скорее, речь идет о точечных мерах, которые вряд ли принесут желаемый эффект. Собственно поэтому, ситуация с возгораниями лесов вряд ли принципиально поменяется в нынешнем году.