Иркутские хакеры - шпана
Треть иркутских компьютеров практически не защищены от незаконного проникновения - считает Ярослав Коломоец.
Справка
Ярослав Коломоец родился в 1982 году в городе Улан-Удэ.
В 2002 году окончил юридический факультет Восточно-Сибирского института экономики и права.
Защитил диплом по теме: "Преступления в сфере высоких технологий". (В настоящий момент единственный в городе обладатель диплома в области компьютерного права).
Место работы: Куйбышевский районный суд.
Должность: специалист по компьютерам и преступлениям в сфере высоких технологий.
- Надежно ли защищены компьютеры важных иркутских предприятий, тех же банков?
- В нашем городе можно без особых проблем взломать компьютеры почти любой солидной организации, в том числе и банка. Другое дело, что в городе очень мало грамотных компьютерщиков, и хакеров (компьютерных взломщиков - самоучек-любителей) способных на это. Большинство иркутян, считающих себя виртуозами персональной клавиатуры, на деле всего лишь толковые пользователи. Специалисты, которые могли бы грамотно взломать компьютерную защиту у приличной организации, зарабатывают на жизнь не виртуальным воровством, а напротив, охраной этих самых организаций.
- И все же, были ли в нашем городе попытки ограбить банки?
- В виртуальные кошельки Иркутска, насколько мне известно, еще никто не залезал. Зато наши хакеры уже несколько раз пытались ограбить через Интернет американцев. Но компьютерных воров быстро вычисляют. Как я уже говорил, воришек подводит элементарная некомпетентность: они хулиганили прямо на своих домашних компьютерах. Западные службы безопасности без труда вычисляли взломщиков по их персональным IP адресам, которые любой компьютер автоматически оставляет везде, куда на нем заходили.
- Почему хакеры пакостят за границей, что нужно для успешной борьбы с ними?
- Хакеры предпочитают хулиганить за границей (грабят банки, создают финансовые пирамиды и т.д.), потому что так легче избежать наказания. В каждой стране свои законы, где-то они мягче, где-то жестче. К преступлению, за которое в США могут посадить в тюрьму и в четырнадцать лет, у нас относятся как к хулиганству. За это грозит разве что условное наказание. "Несостыковкой" компьютерных законов и пользуются политики, для которых отстоять своего подданного дело чести. Они тянут время, сопоставляя месяцами законы двух государств. И, как правило, нашкодивший соотечественник отделывается "подзатыльниками" от родного правосудия. Чтобы покончить с этим, нужно принять единый для всех стран закон об Интернете (вне территориальных рамок). Но до этого далеко. В некоторых антиамерикански настроенных странах (например, Ираке) принципиально не пойдут навстречу цивилизованному миру и не поддержат такого закона. Да и перед тем, как ставить вопрос о международном законе, нужно, наконец, определиться со статусом Интернета. Во всем мире до сих пор ломают головы, чем считать Интернет, то ли средством массовой информации, то ли еще чем...
- Наш Уголовный кодекс мягок к виртуальным преступникам?
- В российском Уголовном кодексе компьютерным нарушителям посвящено только несколько статей двадцать восьмой главы. По одной из статей за "неправомерный доступ к компьютерной информации" распрощаться со свободой можно и за кражу дискеты, и за подключение сотового телефона к чужому номеру. Другой пункт статьи звучит так: "Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем, или их сети, если это деяние причинило существенный вред". По этой статье за решетку может угодить даже горе-работник, вырубающий машину до того как на мониторе высветится надпись "Можно отключить". Так что о мягкости нашего Уголовного кодекса говорить не стоит. Другое дело, что статьи "компьютерной" главы УК очень размыты. Официальных разъяснений по каждой статье не существует, поэтому каждый адвокат волен "вывернуть" слова как ему угодно. Толковый адвокат может оправдать и хакера, забравшегося в банк. Менее удачливый защитник вряд ли отстоит даже клерка, стащившего без злого умысла дискету со стола шефа.