Нам пишут. «Хороший фасад при плохой игре»
Уважаемая редакция!
В России предложено внести законопроект, регулирующий отпускные цены на сельскохозяйственную продукцию. По мнению экспертов аграрной отрасли, меры не просто снизят инвестиционную привлекательность аграрного сектора. Не учитывается увеличение издержек на производство или постоянно растущий диспаритет цен.
В условиях социальной и политической нестабильности это может быть вынужденной мерой. Но не в тот момент, когда в результате «пошлинной политики» и рекордных урожаев доходность крестьян упала ниже нуля. Это особенно ощутимо коснулось сибирских аграриев, которые далеки от рынков сбыта, и потеряли миллионы тонн зерна.
В этом году снова на Дне поля Красноярского края озвучены показатели уборочной компании на уровне прошлого года: зерна -2,4 млн. тонн, картофеля -509 тысяч тонн, овощей -126 тысяч тонн.
По медицинским нормам того же картофеля на внутренние потребности в два раза меньше (при норме 90 кг на душу населения), а по зерну снова встанет вопрос излишек, которые мы скромно называем запасы, которые затем уничтожает Россельхознадзор.
Также озвучили извечные проблемы крестьян, такие как доступность кредитных ресурсов и острая кадровая нехватка специалистов.
Ситуация получается парадоксальная: государство вкладывает сотни миллионов на обучение будущих аграриев. Агроуниверситет можно назвать передовым ВУЗом. Имеются собственная научная база, земельные участки, исследовательские лаборатории, ряд опытных хозяйств. Объемы работ, как и объемы всемерной государственной поддержки университета впечатляют. Предоставлены регионом все условия. Но выпускники не спешат идти на работу в сельхозпредприятия.
Сложно найти технологов производства, любых специалистов узкой направленности, особенно в животноводстве, нет ветеринаров. Все это сводит на нет все усилия, средства государства не окупаются, приходится сокращать направления деятельности.
Как правило в село возвращаются только выходцы из фермерских семей. И беседа губернатора с молодым парнем, который после учебы собирается продолжить дело отца фермера, показалась знаковым и переломным моментом в сельском хозяйстве.
Кандидатура нового министра сельского хозяйства, который был озвучен на встрече с крестьянами является вектором обозначения развития направления деятельности нового министра. Знаковым было и место встречи, где расположен знаменитый совхоз, которым руководил Вепрев Аркадий, который прославил совхоз на всю страну высокими урожаями, самой низкой себестоимостью продукции и высоким жизненным уровнем населения.
Назначая на должность министра сельского хозяйства аудитора с государственным мышлением губернатор решил провести масштабные преобразования в отрасли.
Следует сказать, что губернатор неоднократно предоставлял возможность и шансы выпрямить ситуацию в отрасли. Учитывая что он сам выходец из Красноярска, решение кардинального изменения в одной из жизнеобеспечивающей отрасли экономики далось ему, наверное, нелегко.
В крае были самые высокие показатели, особенно в грантовой поддержке, в отсутствие реальной наполняемости экономических показателей производства все это укрепляло фасад, который оборачивался для крестьян обвалом хозяйства, возвратом гранта и уголовными делами.
Государственная поддержка сектора малого агробизнеса работала на пользу конкретного чиновника и отдельных предпринимателей. Десятилетиями стояли одни и те же лица в управлении. Эта кадровая чехарда была небезизвестного чиновника Походина.
Разрушалось не только фермерство, которое занималось в основном животноводством, но и фермерские ассоциации. Вместо них создавались приближенные к этому чиновнику ассоциации, которым предоставлялись неограниченные возможности роста из бюджета и различные преференции. Были созданы не только коррупционные схемы освоения бюджетных средств, шел целенаправленный обман губернатора, который издавал хорошие поручения, которые в штабе отрасли просто игнорировались или исполнялись так, как выгодно заместителям направлений.
В 2024 году поддержка отрасли сельского хозяйства составляла почти 10 млрд. рублей, из которых всего 10% федеральные средства. Есть регионы, где и 25% поддерживает федерация. Значит, отрасль не выполняла целевые показатели. А региональные показатели никто и не требует исполнять.
Проблем в отрасли достаточно, назначение нового министра дает надежду, что он сумеет мобилизовать крестьян, вернуть доверие небольших крестьянских хозяйств и возродить села. Фермерство не только разрушено, исконно фермерские направления как птицеводство и свиноводство отданы в руки крупных предприятий.
Если в других странах мира национальный рынок защищен от кризисов, фермеры получают прямые платежи на единицу площади пашни, голову скота, платежи рассчитываются на основе количества произведенной продукции, у нас абсолютно крестьянин ни от чего не защищен.
В отдельно взятой территории, которая не является дотационной и без сельского населения, должна проводиться политика укрепления села, а не политика «рекордных урожаев» и масштабных перерабатывающих мощностей. Должна быть сбалансированная политика развития.
В той же Новой Зеландии, одной из самых развитых стран мира, с 1980 года отменены субсидии. Торговля и сельхозпроизводство свободны от экономического регулирования.
А у нас все с точностью наоборот. Крестьян не поддерживают во время засухи и природных катаклизмов, – нет средств.
Но на напыщенные мероприятия и презентации ведомства всегда есть средства, то есть создается хороший фасад при плохой игре. Сегодня стране нужно производство продукции, а не бесконечные заседания и форумы.
Фото: Минсельхоз Красноярского края