В Братске мэрия хочет отнять у депутатов их маленькие волшебные палки
В Братске разворачивается интересное противостояние: под вывеской экономии бюджетных средств предложено отказаться финансировать депутатские фонды. На каждого народного избранника закрепляется на год определенная сумма (в 2025-м – три миллиона рублей), которую исключительно с его благословения казна может потратить на какие-то дела в его округе.
Такая практика есть во многих муниципалитетах. Например, в Иркутске в 2025 году депутаты вершат 15 миллионами каждый.
И вот эти денежки у братских собрались отнять.
Инициатива исходит от одного из «засланных казачков» мэрии – гендиректора управляющей компании «Гидростроитель», депутата-единоросса Александра Юдилевича. Ему терять нечего, у него свои пути в думу.
Очевидно, что инициатива направлена против неудобных для мэрии народных избранников. Объяснения насчет экономии натянуты на глобус.
Во-первых, общая сумма на наказы (75 миллионов рублей) не дотягивает даже до процента от годовых расходов города.
Во-вторых, эти средства все равно на что-то потратят, просто они распылятся, как из баллончика уличного граффитиста, тонким слоем по громадине общегородских нужд.
В думе Братска 25 депутатов, следовательно, на всех положено 75 миллионов рублей
Для депутата эти три миллиона, как правило, единственная возможность как-то отличиться в глазах населения округа. Своих средств у него или нет, или жаль тратить (прямо богатеи, у которых денег как махорки, – далеко не все). А в остальном смысла в отдельно взятом народном избраннике, как правило, нет никакого. Доверчивый избиратель при этом истово верит в его могущество. Говорить народу правду стыдно: один депутат, если за его руку не борются две равные партийные фракции в думе, – это абсолютный ноль без палочки. Никаких полномочий и веса у него нет. Своих-то, вроде Юдилевича, мэрия найдет как поддержать – а неудобные останутся с вошью на аркане. На которой на следующий срок не заедешь. А хочется. Потому что бонусы в думе все же есть, правда, исключительно личного пользования, от пользы для бизнеса до удовлетворения ЧСВ.
Короче говоря, означенная трехмиллионная кубышка, – это как котлета в анекдоте, которую вешают на шею, чтоб хоть собаки играли.
Как карманные деньги школяру, который при грамотном подходе может купить приличный подарок понравившейся девочке. Девочка и не представляет, на какие унизительные ухищрения надо пойти ухажеру за возможность сделать презент.
А собственно деятельность народных избранников в области принятия документов – более чем скромная. Руку поднять, как фракции надо. Какие-то проекты и инициативы они двигают крайне редко, еще реже их правотворчество доходит до реальности. Да и какая-то публичная борьба за интересы избирателей – тоже исключение из правила. А уж тем более борьба с хоть крошечным результатом.
Даже в целом нерадивые депутаты подходят к делу применения «своих» трех миллионов более чем серьезно. В общем, лишение их маленьких, но все же волшебных палок – коварный удар под дых.
К разжиганию этого противостояния подключились уже и местные политические массовики-затейники Иван Аристов и Елена Кутергина. Через канал «Братчане» они подливают масла в огонь с противоположных концов. Например, Елена высказывается в том смысле, что депутаты в основном направляют средства на детские площадки. Малые формы там нередко сомнительного качества, а денежки уходит иногородним умельцам. Налицо утечка животворящего ресурса.
То есть дума при таком раскладе превращается в потешную мэрию, которая играется с понарошечными бюджетами.
Настоящую мэрию, с другой стороны, обвиняют в том, что она лицемерно наступает на горло бедным депутатам (и лишает их сакрального величия), а сама на себе экономить не желает. И урезает не только представителей общественности, но и другие не защищенные от административного произвола, но нужные народу силы.
В общем, страшное проклятие экс-мэра Сергея Серебренникова, если он таковое наложил, продолжает сбываться... Трещина растет.