Как мы базу искали - 2
«Это сколько ж надо выкушать, чтоб такое отчебучить?», - так сказал мой знакомый, узнав о строительстве «полярной» базы посреди Байкала. И был не прав. Умельцы ООО «Спутник-Байкал» энергию черпают не из алкоголя.
Как говорится, был бы лед, а уж природной дури - декалитры. Каких-то две недели – и в 16 км от Листвянки над водяным слоем в 1,4 км был выстроен ледовый городок «Байкальский меридиан-105». 20 февраля пресса была официально приглашена на открытие базы. Многие занервничали – слишком памятным было прошлогоднее путешествие.
КАК ДУХИ ПОМОГЛИ
Получив приглашение, я долго думал - ехать, или дожить до старости здоровым? Ожили воспоминания. Февраль 2005. Четырехчасовая погоня на «Хивусе» (судно на воздушной подушке - ред.) за призраком «Байкальского меридиана». Тогда, нырнув в туман в Листвянке, «Хивус» всплывал где угодно - районе Танхоя, на Кругобайкалке, у черта на рогах. Но только не на ледовой базе. «Вас духи водили», - сказал мне наш редактор, когда я приполз к его ногам в февральских сумерках.
«А вдруг вы снова заблудитесь? Чудненько! Езжай, езжай», - глумился редактор по-прежнему спустя год. И я поехал. Добрались до Листвянки. «Страшное путешествие нам предстоит», - заявил замогильным голосом сотрудник фирмы «Гранд-Байкал», послюнив палец – дул северо-западный ветер. Пресса, памятуя прошлое, сбилась в тесную кучу, и заявила хором: «Не поедем, хоть убейте». «Сам боюсь», - быстро согласился наш прошлогодний капитан, директор фирмы ООО «Спутник-Байкал» Константин Мамаджанов. И мы вернулись в город.
Второй заезд был назначен на 22 февраля. «К ужину и не ждите», - сказал я родным, уронив скупую слезу. Но чудо свершилось. Не прошло и 40 минут, как мы были на месте. Без тумана и при ярком солнце. По-моему, больше всех был удивлен сам Константин Мамаджанов. Астральная практика доказала - духи Байкала любят тех, у кого в наличии есть навигационные приборы.
КАК КИРПИЧИ ПИЛИЛИ
Едва вывалившись из «Хивуса», я понял, что к постройке ледовой базы фирма «Спутник-Байкал» в этом году подошла с особым чувством. Если ледовый городок-2005 эстетизмом не отличался, то нынешний украшен башнями, шпилями и даже одним православным куполом. На фасаде красуется цифра - «105». База, как утверждает Константин Мамаджанов, находится на линии 105 – го меридиана земного шара, соединяющего мыс Челюскин (полуостров Таймыр) и станцию «Восток» (Антарктида). Таким образом, байкальский городок может носить звание «полярного», считает Мамаджанов.
Пока директор ООО «Спутник-Байкал» обегал полярные владенья дозором,
ледовый мастер Михаил Кузнецов и представитель МЧС, мастер спорта по туризму Виктор Иличев рассказали, как трудилась ударная бригада.
В жертву красоте было принесено около 60 куб. м льда. Всего пришлось выпилить около 100 куб. м., но после художественной обработки строительного материала осталось только 40 куб. м. Размер базы – 12 на 14 м.
Средний «кирпич» весит около 50 кг. «Выпиливаешь его в майне, а потом толкаешь на площадку. Обидно было, когда вот только его вынул, волочешь, а он взял и лопнул по дороге. Один кусок в тонну весом выпилили, правда, вытащить не смогли, - рассказал строитель. - «Кирпичи» на стену укладывали вдвоем. Вот купол православный огромный, думали, вообще не поднимем. Но получилось - стоит».
Рабочий день на базе продолжался около 10 часов, максимальные температуры 35-37 градусов. А в качестве развлечения – землетрясения. «Они здесь по четыре раза в день. Только их никто не ощущает, слабые. Но один раз нас так хорошо тряхануло, что думали – все, сейчас под воду уйдем вместе с базой», - с детским восторгом рассказал представитель ведомства Шойгу.
«А если еще сильнее землетрясение будет? Приедете сюда, а вместо базы – дырка», - огорчил я строителей. Сотрудник МЧС задумался, но потом ответил: «Нет, конструкция не позволит. Под базой 2 м льда, а вокруг – около 70 см. Трещины идут по пути наименьшего сопротивления, и этот участок обойдут».
Наука наукой, а только строители сами признались: в процессе работы в проектный план пришлось включить пункт «задабривание духов», так как на первых этапах стихия сильно мешала производственному процессу. «Пока не побурханили, страшновато было, потом ничего», - сообщил Иличев.
На нынешней базе пока только один туалет, зато усовершенствованный. В прошлом году открытые двери клозета выходили прямо на игровую площадку городка, теперь этот недостаток конструкции устранен.
Видно, что творческая мысль у строителей била ключом. Еще бы - две недели узким кругом, практически безвыездно на берег (на Байкале был сильный ветер и «Хивусы» не могли ездить). В результате рядом с базой возник Трон Главнокомандующего и какая-то лирическая композиция без названия. «Дурковали мужики», - ласково пояснил Константин Мамаджанов.
КАК ЖИЛИ БЕЗ СПИРТА
Рядом с базой прижалась ко льду крошечная бытовка. Именно в этой хижине рабочие и прожили все строительство. Как помещались в игрушечной коробке шесть человек, известно только им самим. «Да нормально нам было. Днем доски разберем – у нас стол, ночью соберем - нары в два этажа. Привычно», - терпеливо объяснял Виктор Иличев. «А мылись где?» «Где-где, в полынье! И зубы там же чистили», - все шире и шире улыбался строитель. Как «полярники» боролись за культуру быта, свидетельствует фраза, оброненная одним из строителей при встрече: «Миша, ты что ли? Не узнать. А ты отмытый и без бороды – красавец».
Но следующий мой вопрос улыбки с лиц стер. Я поинтересовался, какую роль в производственном процессе играла водка. «У нас ее не было, - обиделся Иличев. - Одну бутылку только привезли, когда все закончили». «Ну, тогда спирт», - не унимался я. «А спирта у нас вообще нет, - сказал строитель с туманною тоскою. - Странные они вопросы задают» - строитель огорченно повернулся к директору ООО «Спутник-Байкал». Я понял, что затронул тему интимную, касающуюся душевных глубин.
Когда мы только собирались в «страшное путешествие», я спросил Константина Мамаджанова, почему база стоит пустая – инвентарь и продукты (а это около 400 кг груза!) не завозят. Директор «Спутник-Байкала» удивился: «Так ведь охраны пока нет!». Ответ показался мне странным – кому придет в голову переться на середину Байкала, чтобы чего-нибудь свистнуть? Как оказалось, я сильно недооценивал потенциал наших людей. Ни снег, ни ветер, ни километры мародерствовать не мешают.
«Пленка вот тут была, теперь нет», - сокрушался Михаил Кузнецов, бродя вокруг бытовки. «Да кому нужна старая пленка? Ветер, наверное, унес», - утешил его Виктор Иличев. «Да нет, она новая была», - не успокаивался ледовый мастер. «А, ежели новая, тогда конечно - увели», - философски заключил представитель МЧС.
КАК ПОГРЕБЛИ МЕДВЕДЯ
При строительстве базы где-то сугробе был зарыт в снег талисман – игрушечный медведь. «У каждой уважающей себя полярной базы должен быть свой медведь», - заявил Константин Мамаджанов. Но, как выяснилось позже, толи берлога была плоха, толи мародеры слишком хороши, но ни медведя, ни его жилища при очередном заезде на базу строители не нашли. Пришлось срочно искать нового косолапого.
Исполняющим обязанности полярного медведя был назначен буржуйский Винни Пух со вшитой в брюхо китайской машинкой для храпа. «Так он не белый совсем, а желтый», - попытался возразить кто-то из нас. «Не дозрел», - авторитетно заявил Константин Мамаджанов. И начал рыть берлогу в торжественной обстановке.
«Вот тут вход, а тут надо еще прорыть, чтобы теплее было, - приговаривал глава турфирмы, погрузив голову в сугроб. – Эх, сколько я в таких берлогах прожил!». Когда Константин Анатольевич ушел в снег по плечи, я стал сомневаться, не себе ли квартиру обустраивает? Кто их, альпинистов, знает. Буйные. Зароется, вход завалит, и спать до весны. Придут люди на базу имущество расхищать, а тут директор ООО «Спутник-Байкал» как выпрыгнет из сугроба! И конец мародерам. Будут знать, как казенную пленку тырить.
Но нет, бравый альпинист себя из берлоги вынул, а игрушечного медведя – вложил. Вход прикрыли красивым прозрачным куском льда. «Стеклопакет», - уважительно произнес кто-то. «Усыпление завершено», - подытожил Мамаджанов. Но не тут-то было. Кто-то из операторов опоздал, и медведя замуровали во второй раз. Дважды погребенного полярного Винни раскопают теперь только 11 марта - участники Трансбайкальского перехода из Танхоя в Листвянку.
Специально для участников этого перехода строители установили рядом с базой указатель «Листвянка -16 км», «Танхой-23 км», «Москва – 7095 км», «Владивосток - ? Далеко». Один указатель направлен вверх - «Луна – 384400 км». Зачем? А кто его знает. Наверное, для инопланетян. В конце-концов, контактов с внеземным разумом никто не отменял.
Ледяной игрушечке предстоит пережить по крайней мере три крупных события «Зиминиады», а потом – принимать туристов. Когда растает лед на Байкале, база на несколько дней станет настоящей дрейфующей. А потом – все, конец. Но директор ООО «Спутник-Байкал» пообещал на следующий год проект «расширить и углубить». Ходят слухи, что Мамаджанов задумал построить на Байкале «многоэтажку». А что? Умелые ручки уже чешутся. А главное – на месте головы, которые рукам покоя не дают.