Старая история
В минувшую субботу в областном центре состоялся митинг против проекта "Транснефти". Для политической жизни Приангарья это событие. Нет, даже так: это Событие, именно с большой буквы. И вот почему: с 1993 года люди не выходили на улицу в таком количестве и по такой причине.
Были митинги, организованные властью напрямую: когда все шли в колонны отделами, курсами, классами... Были митинги, которые власть не хотела, но, в сущности, организовала своими руками - такие, как выступления пенсионеров после замены льгот денежными компенсациями. Были партии, были трудовые коллективы. Но сейчас сибиряки вышли на площадь во имя некой абстрактной идеи, хотя и по конкретному поводу.
Протест против произвола, против бездумного и варварского отношения к природным ресурсам Сибири в первую очередь был адресован "Транснефти" и Ростехнадзору. Если называть вещи своими именами, то все эти Вайнштоки и Пуликовские имеют отношение к осквернению Байкала не большее, чем Иуда к распятию Христа. То есть имел-то имел, за что ему и воздалось, но роковое решение всё же принял Синедрион под визу Понтия Пилата. Помните такую историю?
Именно поэтому сегодня стихийное движение в защиту Байкала обречено стать региональным оппозиционным движением - не в силу своей какой-то особой прозападности, а в силу существующего положения вещей. В самом деле, как же иначе назвать группу людей, которые сознательно препятствуют осуществлению проекта государственной компании, одобренного государственным контрольным органом?
Региональная власть оказалась на перепутье: поддержать "Транснефть" - значит поставить жирный крест на собственной политической карьере в области. Присягнуть публично интересам Байкала - здорово рискнуть своей репутацией в Москве. Похоже, что именно этим объясняются хитрые маневры губернатора Александра Тишанина, который появился в толпе митингующих - ровно настолько, сколько понадобилось, чтобы дать краткий комментарий лояльной прессе. Напомню, что Виктор Круглов и Владимир Якубовский на митинге выступили.
Теперь они, опираясь на поддержку региональной "Единой России", попытаются доказать Москве, что их линяя поведения - единственно верная (это действительно на данный момент так). Если им удастся добиться индульгенции на свои действия от Президента России и будет принят иной маршрут нефтепровода - можно сказать, что овцы остались целыми. Если же интересы овец учтены не будут, нас ждёт почти евангельская история: Пилат умоет руки, политики отрекутся от сказанного трижды, Байкал будет распят и станет ещё одним символом на знамёнах оппозиции.