Российские спецслужбы помогли Саддаму вывезти оружие массового поражения?
Один из высших чиновников Пентагона, ответственный за отслеживание программы вооружений Саддама Хусейна до и после освобождения Ирака в 2003, впервые предоставил показания из первых уст о том, как Саддам «очистил» свои склады от оружия массового поражения, чтобы американцы не обнаружили их.
«Краткий ответ на вопрос, где ОМП, купленное Саддамом у России: оно ушло в Сирию и Ливан», - бывший заместитель помощника министра обороны Джон Шоу (Deputy Undersecretary of Defense John A. Shaw; американское понятие «секретарь» здесь соответствует российскому понятию «министр» – Н.Б.) рассказал в субботу (18 февраля) на саммите по разведке, организованном под частным спонсорством в Александрии, штат Вайоминг (www.intelligencesummit.org ).
«Оно было убрано отрядами российского спецназа, переодетыми в штатское, которые были специально посланы в Ирак, чтобы убрать оружие и любые свидетельства его существования», - сказал он.
Шоу имел дело с проблемами вооружений и их экспорта, будучи сотрудником американского правительства в течение 30 лет, а в должности зам. помощника министра по обороне, во время описываемых им событий, занимался проблемами международной технологической безопасности. Он назвал эвакуацию складов саддамовского ОМП «хорошо организованной кампанией, в ходе которой использовались два соседних государства-клиенты, с которыми российское руководство имело долговременные отношения в сфере безопасности».
Шоу первоначально намеревался составить инвентарь арсеналов конвенционального оружия Саддама, основываясь на проведенных разведкой оценках его сделок по торговле оружием с бывшим СССР, Китаем и Францией. Он оценивает запасы оружия у Саддама примерно в 100 млн. тонн, что составляет почти 60% объема арсенала вооружений США. «Происхождение этих вооружений – российское, китайское и французское; российское составляет львиную долю, а на втором месте по количеству - китайское и французское оружие, количество которого почти одинаковое».
Когда кабинет Шоу стал более активно заниматься разведданными по иракским программам вооружения перед войной, он получил «поток информации от британских контактов на границе с Сирией и из Лондона» через контакты, не связанные с американским правительством. «Данные включали многочисленные снимки колонн грузовиков, направляющихся к северу, к сирийской границе, и возвращающихся порожняком», - сказал Шоу.
Шоу тесно сотрудничал с Джулианом Уолкером, бывшим британским послом (в Ираке? – Н.Б.), чей стаж в Ираке исчисляется десятилетиями, и неназванным американцем украинского происхождения, прямо контактировавшим с главой разведслужбы Украины (в то время – Игорь Смешко, «политически умерший» в 2004 вместе с кучмовским режимом. Н.Б.).
Украинская разведслужба намеревалась предоставить американцам документы из своих собственных архивов о поставках оружия в Ирак в советское время и о продолжавшейся помощи Саддаму от России – в благодарность Америке за поддержку независимости Украины от СССР, сказал Шоу. Кроме снимков колонн грузовиков, направлявшихся в Сирию, сказал Шоу, он имеет от своих контактов «информацию о стальных барабанах с написанными на них предупредительными надписями, отправленных в одну из палат больницы в Бейруте».
Однако когда Шоу передал свою информацию в Службу оборонной разведки (Defense Intelligence Agency, DIA) и другие американские разведслужбы, он был удивлен их реакцией.
«Мои донесения были отвергнуты и названы `израильской дезинформацией`», - сказал он. Спустя месяц (после передачи данных разведкам – Н.Б.) Шоу узнал: генеральный советник DIA жаловался своему начальству, что Шоу «ел из котла DIA». Это иносказание означает в Вашингтоне, что он совершил непростительное прегрешение: вторгся в сферу другой разведслужбы.
Еще более странной была реакция ЦРУ. «Они отбросили один из моих британских контактов, Лэнгли (Langley), и пытались объявить его персоной нон грата в разведслужбах. Мы постоянно получали знаки, что они также настойчиво пытались дискредитировать как моего американского украинца, так и меня, в Киеве».
Но Шоу получал информацию не от случайных контактов. Его американский украинец был личным другом Дэвида Николаса, посла одной из западных стран в Украине, и главы разведслужбы Украины И. Смешко.
Смешко был военным атташе в Вашингтоне в начале 1990-х, когда Украина провозгласила независимость; Дик Чейни был тогда министром обороны. «Смешко сказал Чейни, что, когда Украина станет свободной от России, он хотел бы выказать Штатам дружественное отношение». Представился удобный случай – помочь в иракской кампании (очевидно, во время войны в Персидском Заливе в 1991 – Н.Б.).
«Смешко познакомился с генералом Джеймсом Клаппером (Clapper), сейчас он – директор службы геокосмической разведки (Geospacial Intelligence Agency), а в то время был главой DIA», - сказал Шоу.
Но именно дружба самого Шоу с главой британской службы МИ-16 помогла свести все данные воедино во время двухдневного совещания в Лондоне, в котором участвовали сотрудники ведомства Смешко, сотрудники МИ-16 и Клаппер, которому помогал Джордж Тенет (тогда - глава ЦРУ. Н.Б.) в выяснении того, куда делось саддамовское ОМП.
В конце концов, Шоу узнал, что:
- в декабре 2002 бывший шеф российской разведки Е. Примаков, бывший генерал КГБ, имевший давние связи с Саддамом, прибыл в Ирак и оставался там вплоть до вторжения (международной коалиции – Н.Б.) под предводительством США в Ирак в марте 2003;
- Примаков контролировал исполнение долговременных секретных соглашений, подписанных между разведкой Ирака и российским ГРУ (военной разведкой), которые и обеспечили базу для операций по чистке иракских арсеналов, проводимой российским и иракским военным персоналом, от ОМП, материалов для их производства и технической документации, чтобы режим мог объявить себя «свободным от ОМП»
- по словам Шоу, этот тип операций ГРУ, известный как "Sarandar" («чрезвычайный исход»), был знаком американским разведчикам со времен советского блока – как стандартная практика ГРУ;
- в дополнение к колоннам грузовиков, которые вывезли иракские ОМП в Сирию и Ливан в феврале и марте 2003, «два российских корабля вошли в (иракский) порт Умм Куаср (Umm Qasr) и направились затем в Индийский океан», где, как Шоу предполагает, «были глубоко затоплены» остальные арсеналы иракского ОМП из залитых водой бункеров на юге Ирака, обнаруженных позже, уже во время военных действий, американской военной разведкой;
- «очистительная» операция проводилась совместными силами ГРУ, спецназа, российских военных и гражданских лиц в Ираке «под командованием двух опытных отставных советских генералов Владислава Ачатова и Игоря Мальцева, оба выдавали себя за консультантов по гражданской коммерции».
Корреспондент Washington Times Билл Герц (Bill Gertz) написал 30 октября 2004, что Ачатов и Мальцев были засняты во время церемонии вручения им медалей от министра обороны Ирака Султана Хашима Ахмеда в здании министерства в Багдаде, разбомбленном американской ракетой во время первого воздушного налета США на Ирак в начале марта 2003.
Шоу сказал, что он передал Герцу информацию об этих двоих российских генералах в октябре 2004 с целью дать отпор демократам, утверждавшим, в частности, на CBS News (будто у Саддама нет и не было ОМП – Н.Б.), чтобы дискредитировать Буша как раз за неделю до выборов президента в ноябре 2004. Пресса тогда муссировала необоснованные утверждения о том, что, якобы, после освобождения Ирака под предводительством США из страны «исчезло бесследно» 377 тонн взрывчатых материалов, предположительно, использовавшихся в иракской программе по ядерным вооружениям; при этом пресса игнорировала информацию разведки об эвакуации иракских ОМП, организованном Россией.
Эти двое российских генералов «посещали Багдад не менее 20 раз за прошедшие 5 – 6 лет», - сказал Шоу. Разведка США знает «суть и силу различных подразделений спецназа, даты их въезда в Ирак и выезда оттуда; известна разведчикам США и конференция в Баку, где планировались детали и откуда они улетели в Багдад». Конференция в Баку под предводительством министра по чрезвычайным ситуациям РФ Сергея Шойгу «наметила план операции ‘Sarandar’, чтобы Шойгу мог после произнесения своей главной речи улететь в Багдад и организовать операцию по вывозу и размещению ОМП».
Донесения разведки последовательно сообщали, как сотрудники российского спецназа «переодеваются в штатское. Российские деятели, опровергая в октябре 2004 обнародованные мной свидетельства, утверждали, будто в Ираке оставались лишь гражданские лица». Это было «единственное правдивое утверждение», сделанное российскими деятелями, съязвил Шоу.
Эвакуация ОМП Саддама в Сирию и Ливан «была операцией, полностью контролировавшейся российским ГРУ, - сказал Шоу. – Это было детище генерала Евгения Примакова. Цель «чистки» была – «стереть все следы российской причастности» к саддамовской программе ОМП, она является «шедевром военного камуфлирования и обмана».
Не менее удивительны, чем российская операция, попытки сотрудников администрации Буша, в том числе представителя департамента обороны по связям с общественностью Лоуренса Ди-Риты (Laurence DiRita), измазать Шоу и скрыть сообщенную им информацию. «Ларри Ди-Рита дал ясно понять, что это никогда не выйдет на свет. Он нашептывал журналистам, что моя информация не имеет оснований и что она является порождением неуравновешенного ума», - сказал Шоу. Он предположил, что ответ на вопрос, почему администрация Буша систематически «игнорировала причастность России» к вывозу саддамовских арсеналов ОМП «может быть гораздо шире, чем кто-либо мог бы подумать», но отказался развивать и уточнять эту мысль.
Отставной генерал-лейтенант Военно-Воздушных сил Томас Мак-Инерни (Thomas McInerney) предположил, что причиной (такого поведения по отношению к России – Н.Б.) был Иран. «Поскольку Иран продвигается по ядерной программе быстрее, чем можно было бы подумать, администрация Буша нуждается в России, Китае и Франции и поэтому ее не интересует информация, которая представляет эти страны в плохом свете». (Значит, Буш дает «добро» России на повторение этого же трюка в Иране? – Н.Б.).
Бывший помощник секретаря по обороне Ричард Пёрл (Richard Perle), ярый сторонник войны против Саддама, обрушился на ЦРУ за то, что ведомство организовало очернение Белого дома и самой войны. «ЦРУ воевало с администрацией Буша с самого начала», - заявил он в своем выступлении, которое было главным на этом совещании. Он процитировал заявления бывшего высокопоставленного аналитика по Ближнему Востоку ЦРУ Пола Пиллара (Paul Pillar), о том, что Белый дом «избирательно» пользовался разведданными, чтобы создать повод для войны в Ираке. «Мистер Пиллар был на очень высокой должности и имел возможности обнародовать свои взгляды, если бы действительно говорил то, что думает. Он собирал совещание высокопоставленных политиков перед началом иракской войны в 2003. Если у него были какие-либо возражения насчет войны, он мог тогда сказать о них». Но, согласно присутствовавшим тогда на совещании, он не сделал этого ни тогда, ни когда-либо после этого.
Еще более странно, сказал Пёрл, что миллионы документов, захваченных в разведслужбах Саддама, «остаются непереведенными». «Я думаю, что сообщество разведчиков не хочет, чтобы они были исследованы», - сказал Пёрл.
Среди таких документов, представленных на конференции бывшим переводчиком ФБР Биллом Тьерни (Bill Tierney), - фрагменты записанных на пленку разговоров Саддама, которые он вел во дворце со своими высокопоставленными помощниками. В них он обсуждал планы по ядерным вооружениям – в 2000 г., гораздо позже инспекции ООН, когда инспекторы считали, что он прекратил работы по ОМП.
«В этих пленках наиболее тревожит, - сказал Тьерни, - что лица, с которыми беседовал Саддам, были абсолютно неизвестны Специальной комиссии ООН». Так, продолжал Тьерни, программы по получению урановой плазмы, которые Саддам обсуждал с помощниками как продолжающуюся операцию в 2000 г., в окончательном докладе ЦРУ об иракских вооружениях, представленном в 2004 группой по обзору Ирака (Iraq Survey Group) были отвергнуты как `старые программы`, прекращенные несколько лет назад.
Кеннет Р. Тиммерман, Перевод с английского Надежды Банчик