Полный эрзац!
Не все новое – хорошо забытое старое. Есть новизна смерти, болезни, сошествия с ума. Мир впал в детство, и тут нет ничего хорошего. Есть библейское проклятие о том народе, которым станут править дети.
Библию не упрекнешь в нелюбви к малым сим, но в контексте «править вами», понимается не малость плоти, разума или души. Понимается малость смысла, - перверсия, тотальное извращение путей, когда «яйца учат курицу», «младенец диктует отцу», хвост – телу, а робот (комп) - человеку.
Ребенку всегда кажется, что Санта Клаус сейчас прилетит, что Баба Яга улетит и Бармалей явится, если он не слушается маму. Ребенок живет в априори виртуальном, сказочном мире, где свои игры и герои, свои правила и коды. Никто не говорит, что это плохой мир, нет, это рай. Потерянный рай. Грешная же земля и еще более грешная жизнь на ней, увы, детство теряют… Реальность хуже виртуальности, но мы взрослеем.
В той чингизхановской агрессии, с которой Интернет завоевал человечество, плохого ничего нет. Плохо, что произошло не наложение нового на старое – Интернета на Интеллект, и того поиска на этот, а вытеснение старого. Не сложение произошло, а вычитание. Иными словами, произошло библейское проклятье: мы живем эрзац-мозгами нами же порожденного недоросля и его эрзац-понятиями. Мы переходим на его попсовый новояз, нам экран его заменяет мировоззрение, а какая-то задняя панель - … сами понимаете что...
Идет полная и тотальная эрзацизация: вместо имени – «ник», вместо лика – «линк», вместо знакомства – «аська», вместо ума – «память», вместо памяти – «байт», вместо успеха – «рейтинг», вместо чтения – «чат», вместо мысли – «мыло», вместо книги - фига, вместо реальности – «виртуал», вместо Бога – «блог»!
Самое интересное, что адепты тотального оглупления убеждены, что «сам дурак», и напирают на несуществующую свою «современность» и твою «отсталость». Они не видят своего убожества, т.к. кругозор ограничен 15-инчевым экраном, и не слышат вони несмененных отсталыми родителями собственных памперсов, потому, что лишены обоняния.
И возникает парадоксальная ситуация: вроде бы изобилие информации – а знаний никаких. Чтива океан, а читать нечего. Казалось бы столько возможностей, а результат, увы, детский онанизм. Теперь я расскажу, что происходит с душой.
Недавно я стал участником крайне неприятного, но полезного опыта.
Онемение и оглушение мира, особенно зловещее на фоне информационного потопа, зовет кричать. С детства порывался вести дневник, который быстро превращался в некий полигон для литературных испытаний, потока сознания и прочего непотребства, которые потом читали оперативники КГБ и прочие ангелы света и тьмы. Радость была одна – праздная публика была вне перегноя моих подкорковых слоев, порою дававших неплохой литературный всход.
И вот мой друг предложил заиметь «Живой журнал», а я, совсем как Адам, не подумав, заимел. «Блог» быстро превратился в подобие дневника и тут произошла коллизия: легко прорвав тонкую плеву несуществующей людской деликатности, исповедальный, сугубо интимный характер второго напоролся на площадную и подворотную суть первого.
Как-то раз, «средь шумного бала, случайно…» напоролся я на некий «блог» некоего Пионера в изображении Вини Пуха, где деловито и рьяно перемывали косточки моим блоговским эмбрио-сентенциям, а заодно и всему моему микрокосму… Меня едва не стошнило.
Я-то не «ник» и не Пух, а конкретный человек с именем и well done отбивной судьбы. Мне такие испражнения на галстук вроде как ни к чему. К тому же восточный темперамент, да и, каюсь, рода не среднего. Я товарищей-то к ответу и призвал. Каюсь, не в выражениях британской аристократии 17 века.
У нас в тюрьме была такая забава – «керосинить» называлось. Эта забава не распространялась на средний и низшие арестантские классы; «открыть шутку» друг против друга могли только «путёвые», т.е. авторитетные зеки, - «непутям» предоставлялась возможность быть аудиторией. «Керосинить» можно было как угодно, хотя крайне непопулярный в тюрьме праздный мат и бессильная злоба выдавали слабую сторону, а кулаки означали нокаут для их владельца. Великих высот достигала зечья желчь, ирония и выдержка в деле «керосина», который был как яд кураре – парализовывал соперника эффективнее мордобоя. А тут какая-то стайка пачкунов, прикрытая картинками и кличками зверюшек! Меня эта ситуация законно возмутила…
Сколько я не пытался «керосинить» блоговских писарей – бесполезно. Никакие оскорбления и унижения не помогли: никто себя так и не назвал. Никто не возмутился, никого мои слова не задели, никто ни на йоту не изменился в своих оскорблениях в адрес избранной жертвы. И я понял, что проиграл!
Мораль сего двойного «Ж» оказалась ниже уголовной, его «керосинное» кредо куда тюремнее зековского! Просто раб нашел нишу своему рабству, дырку для кайфа и смака быть серой крысой-пасюк, что живет, подгрызая чей-то сыр. Иными словами, Интернет стал канализацией для земной дряни, сливом нечистот сего мира и сего времени. И самое интересное, что эти писсуары стараются выдать за новые горизонты. Стремительную фекализацию мира – за технологический прорыв! Этот спам-срам – за слово!
Не случайно предтечи этих интернетовских квази-форумов – китайские дацзыбао – появились в коммунистической стране в период ее «культурной революции», т.е. фронтальной атаки на культуру. В этом столько же свободы слова, сколько в площадной брани – любовной лирики. Краеугольный камень, на котором зиждется свобода слова – ответственность, личностность. Свободное слово не может не быть подписным, именным, что находит в Евангелии предельное выражение: «Слово это Бог». Если за слово нельзя быть привлеченным к суду или получить по башке, т.е. безымянное, безответственное слово – это не свободное слово, а заборное и подзаборное. Какими парашами, какими привокзальными туалетами советских времен предстают все эти «комментарии» и «форумы» современных Интернет публикаций! Порой противно саму статью читать, зная, какие фекалии к ней привешены в виде «отзывов» всяких злобных чайников и копеечных наймитов.
Именно такой «сортирный характер» понимания свободы слова (самовыражения) привел к недавнему «карикатурному скандалу» и это только первая ласточка большой керосинной войны. Не думаю, что в интересах цивилизации позволить строительство бункеров и редутов-притонов для подлости и нравственной мерзости. По сути все эти «изобретения», о которых еще Маршалл Макклюен и Джордж Оруэлл предупреждали, есть трупные пятна на теле человечества, есть показатели его телесной и душевной болезни. Они пытаются вытравить из генофонда человека такие понятия как честь, совесть, мужское начало, женское начало…
Если ты публикуешь в прессе статью, а потом на нее идет в той же прессе критика – все понятно. Без аргументированной критики нет свободы слова, нет никакого творчества. Но если ты публикуешь статью, а потом на заборе у твоего дома, или в соседнем туалете видишь на «настенную» критику твоей статьи в манере «сам дурак!», «а еще шляпу надел!», то это не критика, это эрзац критики! Это перверсия критики, карикатура на критику.
Дацзыбао в маоистском Китае кто угодно мог на забор вывесить, - значило ли это, что в стране была свобода слова? Качество подобной интернет-критики аховое, пользы в ней даже не ноль, а некие отрицательные величины. Это как рукоблудие считать апофеозом секса. Это дурацкое заблуждение, а может быть сознательное зло, лишать человека права публиковать свои взгляды (ту же критику!) скажем в газете, телевидении, радио, а давать «право» на подобную низменную сублимацию.
Отсюда пустота в мире творчества и искусства, хотя при помощи Интернета вы можете найти любую информацию, вызвать любую ассоциацию и, собственно говоря, инспирироваться Интернетом. Но ничего подобного не происходит. Все скатывается к попсе, вульгарщине, огульным и затасканным оценкам. Почему? Потому, что все не настоящее, а эрзац. Подлог, подмена, фальшь.
Это только создает дымовую завесу, за которой и в России и в Америке и везде на земле уничтожается свобода слова и вся совокупность важнейших гуманитарных категорий с нею связанных, таких как честь, достоинство, ответственность. Человек мельчает. Если в 17-18 веке за косой взгляд можно было попасть под дуэль, то сейчас, случайно открываешь какой-то ЖЖ (!) и видишь, что твои слова, твои биографические данные, твое лицо, твои зубы, все твои внутренности и все грязное белье в твоей ванной комнате с лупой изучают и «комментируют» некие зооморфные «ники», увы, на естествоиспытателей никак не похожие!
Да нет же, не комментируют (тут бы ладно), а желчно, грязно и подло мешают с грязью, вываливают в собственном дерьме и собственной блевотине! И ты не то что на дуэль вызвать не можешь негодяев, а даже имени их узнать! Даже выразить свое неудовольствие не можешь, так как тебя мгновенно зачисляют в разряд «не понимающих интернет-кайфа», «не принимающих критику». И начинают говорить о каких-то прелестях подобной гряземешалки, подобного унижения человеческого достоинства. Все бы ничего, но этот путь коммуникационного "развития" человечества ведет к редукции духовного в человеке и превращении его в серийного штампованного раба-робота.
Я не об Интернете пишу. Я о глобальном «нет»-е – отрицании человека.
Шекспир гусиным пером писал. Автор «Гильгамеша» стилетом выдавливал клинопись на глиняной табличке. Высекали на камне. Выводили на папирусе. Писал письма Антон Павлович Чехов.
Увы, новая авторучка по имени компьютер и новая бумага-интернет не сильно прибавили к этому списку. Все больше - блого-убожество вечных «пионеров».