Трубопроводный БАМ: дорого и бесполезно
Нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) может оказаться таким же экономически бессмысленным проектом, как и Байкало-Амурская магистраль.
С таким предупреждением в адрес правительства выступили вчера на парламентских слушаниях депутаты и геологи. Из-за сегодняшнего дефицита нефти в Восточной Сибири труба к Тихому океану может простаивать точно так же, как сегодня простаивает БАМ.
Глава думского комитета по природным ресурсам Наталья Комарова уверена, что ВСТО - это чрезвычайно рискованный проект. «Строительство нефтепровода впервые опережает поиск запасов нефти, и странно, что Минприроды не видит этой опасности», - утверждает она. Единственной подстраховкой для восточного нефтепровода остается добыча на месторождениях Западной Сибири. «Правительство не уделяет этому региону должного внимания, а почти все средства намерено вкладывать в поиск нефти на арктическом шельфе и в Восточной Сибири», - удивляется Наталья Комарова.
Глава подкомитета Торгово-промышленной палаты по развитию нефтяной отрасли Валерий Гарипов считает геологоразведку за счет бюджета бессмысленной и бесконтрольной тратой денег. Вместо этого Гарипов предлагает ввести заявительный, а не разрешительный порядок для геологического изучения недр. В этом случае компании смогут возвращать затраченные на разведку средства за счет продажи добытой геологической информации. «Cпекулятивная геология», по мнению Гарипова, поможет России быстро увеличить доказанные и рентабельные запасы углеводородов. Потенциальный прирост добычи нефти в Восточной Сибири будет в несколько раз меньше, чем в Западной. Но даже общий прирост добычи новых месторождений Западной и Восточной Сибири, а также шельфа Сахалина может оказаться меньше, чем падение добычи на существующих месторождениях.
Идею заявительных лицензий на геологоразведку не поддерживают в Минприроды. Чиновники этого ведомства предпочитают централизованное планирование всех геологоразведочных работ - особенно по приоритетным ресурсам и приоритетным месторождениям. Как пояснил вчера замглавы департамента государственной политики и регулирования в области природопользования
Минприроды РФ Николай Милетенко, его ведомство руководствуется двумя приоритетами. Первый - это ресурсы, рентабельная эксплуатация которых может завершиться в ближайшей перспективе, то есть нефть, алмазы, золото и платиноиды. Второй приоритет - это импортируемые ресурсы, такие как марганец, олово, свинец и другие.
Принципиальные разногласия у Минприроды с депутатами и недропользователями обнаружились вчера относительно прав иностранных инвесторов. По словам Николая Милетенко, в новой версии законопроекта «О недрах» сохранены старые требования к стратегическим месторождениям - 150 млн. тонн нефти и один триллион кубометров газа. (Новая версия законопроекта «О недрах» внесена в правительство 17 марта, а его публичное обсуждение состоится в Минприроды в начале апреля).
В то же время «Газпром» считает, что особый режим эксплуатации должен быть введен для месторождений нефти с запасами более 30 млн. тонн и газа - с запасами более 30 млрд. кубометров. Иной подход к иностранцам в думском комитете по природным ресурсам. Его председатель Наталья Комарова считает, что иностранцы не должны разрабатывать более 20% ресурсов в каждой нефтегазовой провинции. По мнению депутатов, правительство должно максимально осторожно подойти к выдаче лицензий на разработку шельфа, «который сегодня является самым лакомым куском российских недр».
Впрочем, в позиции депутатов и Минприроды наметилось определенное сближение. Как сообщили вчера «Газете» источники в Минприроды, в новой версии закона «О недрах» ведомство по существу отказалось от аукционного принципа выделения лицензий, вернувшись к конкурсным процедурам.