Борьба за Байкал - борьба за сильную и свободную Россию
Байкальское движение - это как раз то самое гражданское общество, которого «в России нет». Людям не нужна абстрактная «свобода СМИ». Но вот иногда они понимает, чем же плоха цензура. Людям не нужны выборы сами по себе, но иногда они понимает, чем плоха тотальная вертикаль.
Еще месяц назад я не представлял, в какой стране я живу. Крики правозащитников о цензуре СМИ, о вертикали власти, об авторитаризме были чем-то абстрактным и далеким от моей жизни. Начиная борьбу за чистый Байкал, я не думал, что все так плохо. Теперь же, потыкавшись в ватные стены строящейся в России психбольницы, мне становится страшно за нашу страну.
Итак, начнем с цензуры СМИ. Ее проявления лучше всего видно по позиции официальной Российской Газеты, которая яростно и аргументированно критиковала проект строительства нефтепровода по берегу Байкала до визита главы Транснефти Семена Вайнштока. Теперь она печатает только статьи нефтяников.
В Иркутске прошел первый многотысячный митинг протеста, где были все - от губернатора и спикера парламента, до Единой России, коммунистов и даже СПС с НБП. Когда-то мы спокойно смотрели за тем, как государство захватывает контроль над телевидением. Мы не думали, что это нас коснется так скоро.
Теперь центральные телеканалы не сказали про митинг в защиту Байкала в Иркутске ни слова. Правда, кое-какая информация появилась в центральных газетах, интернет-СМИ же выглядели независимыми, о митинге написали в Интернете практически все и, казалось, вот-вот информация о произволе чиновников дойдет до Президента и преступное строительство будет остановлено. Добрый царь просто ничего не знает! Даже полпред Президента Квашнин написал ему о строительстве. Письма Президенту писали ученые и простые люди, его служба даже включала их в отчет.
Эти письма дошли. После встречи с Президентом Квашнин отрекся от своих слов, и поехал в Иркутск наводить порядок, а тема Байкала исчезла из отчетов по письмам. Видимо, уже навсегда.
Несмотря на давление со стороны президента, губернатор иркутской области Тишанин, когда-то пообещавший: «Пока я губернатор, нефтепровода по берегу Байкала не будет проложен». Правда, пообещал негромко... ведь он назначен Президентом. Это опять мы смолчали, когда вводилось прямое назначение губернаторов. Всенародно избранный глава области мог бы возглавить движение сибиряков в защиту Байкала не опасаясь окрика сверху. Теперь и это невозможно - вертикаль власти превратилась в длинную палку, и вот она уже достала каждого из нас.
Что осталось? Суд? когда-то Верховный Суд уже отклонил жалобы защитников природы. Осталась последняя апелляция, но надежды на нее очень мало.
А недавно была растоптана и Дума - после визита к Путину главы Транснефти, был возвращен на доработку принятый ей Водный кодекс, глава в котором, внесенная иркутскими депутатами, делала прокладку нефтепровода незаконной. Ну, что-же, вот теперь всё по закону.
По закону, установленному нашим Президентом и главой Транснефти Семеном Вайнштоком. Если они захотели сэкономить 900 млн. долларов, рискнув Байкалом - для них нет уже никаких препятствий.
Теперь нужно отчетливо понимать, что, выступая в защиту Байкала, мы выступаем не просто против произвола конкретных чиновников, мы выступаем против сложившегося в России государственного строя и против позиции Президента. Со всеми вытекающими последствиями.
На примере Байкала так отчетливо проявилась коррупция и несоответствие существующей государственной власти интересам людей, что борьба за чистоту Байкала превращается в борьбу за сильную и свободную Россию.