Пустые хлопоты
Я так и не поняла, зачем встречались президенты России и Грузии. Разве что Россия снова начнет пить «Боржоми» и грузинское вино. Но и это пока только предположение. Просто более ничего предположить не представляется возможным.
Нельзя сказать, что двум мужчинам не о чем было поговорить. Но если бы разговор был серьезным, то вряд ли прямо сегодня Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье подписались бы под созданием совместных миротворческих сил на случай, если русские военные покинут эти места.
Любопытная ситуация – именно в тот момент, когда президенты Грузии и России пожимают друг другу руки впервые за два последних года, из Сухуми напоминают о праве народов на самоопределение, документально подчеркивают стремление к независимости и всестороннему развитию отношений с Москвой. Удивительно своевременно, нет? Совершенно случайное совпадение – день в день с неформальным саммитом двух и без того не очень слышащих друг друга президентов. Встреча ли в Сухуми была запланирована как фон для встречи в Петербурге или встреча в Петербурге как фон для встречи в Сухуми – не так важно. Фон плохой, если речь идет о реальной попытке найти общий язык. Но у меня совершенно нет уверенности, что речь шла именно об этом.
На мой взгляд, речь шла о чистой формальности. Надо чаще встречаться, как в той рекламе. Нельзя не встречаться, даже если один президент готов дать в глаз другому. Пауза слишком затянулась. Есть, в конце концов, какие-то правила, это же не дворовые разборки, а международные отношения. Наверное, Михаилу Саакашвили зарубежные советники посоветовали позвонить Путину. Наверное, Владимиру Путину его советники посоветовали не посылать слишком далеко раздражающего соседа, а встретиться с ним в Петербурге. Просто еще и с Саакашвили встретиться наряду с другими встречами по случаю экономического форума. А для того чтобы сосед не возгордился и чтобы никаких иллюзий по поводу этого рандеву не строил, встретиться вечерком, когда уже все подустали изрядно включая СМИ, а газеты так и вообще «сдались». В сущности, информационное покрытие этой встречи практически нулевое. Что и требовалось. К тому же президент Путин все время держал фигу в кармане – встречу сепаратистов в Сухуми. Вот такая милая, я бы сказала, редкая во всех отношениях получилась встреча двух президентов двух стран.
Она им была не нужна. А вот Западу, скорее всего, нужна. Минимизировали для себя проблемы перед G8. Закрыли тему. Потому ли, что острых тем и помимо российско-грузинских разногласий может оказаться много. Потому ли, что эта тема есть, но она не главная, а надо сосредоточиться на главном и не потерять при этом лицо. Потому ли, что реально хотели помочь двум соседям, но не хотели превращать эту тему в камень преткновения на саммите. Не важно. Важно, что оба президента по сути отбили номер, не более. Россия же при этом в присущей ей в последние годы манере отбивала номер с силовой составляющей в запасе. Давили, давим и будем давить, даже если выведем своих военных, все равно есть чем давить, не отдадим грузинам наших абхазов и южных осетин. То есть скорее развяжем гражданскую войну, чем уступим пядь не нашей земли ее законным пока все еще хозяевам.
Как мудро заметил кто-то из грузинских наблюдателей, отношение России к Грузии изменится, только если этого захочет один человек – президент Путин. Это печальная констатация, потому что отношения двух стран, конечно, не должны зависеть от одного человека, даже если он президент. Тем более от президента, который слишком часто для политика позволяет собственным эмоциям определять собственную линию поведения. Российский президент очень эмоционально реагирует на цветные революции и их лидеров. Смею предположить, что состояние вялотекущей склоки с вмешательством во внутренние дела Грузии и аллергией на грузинскую воду и вино будет продолжаться в России до тех пор, пока или ишак сдохнет, или падишах. В зависимости от симпатий читатель сам может выбрать, who is who из двух в равной степени упертых лидеров.