18+

Артур Скальский

©  Эксперт

Иркутск Байкал

2832

19.06.2006, 18:08

Мегамечта

Иркутский губернатор Александр Тишанин предложил объединить столицу области и ее города-спутники Ангарск и Шелехов в единый мегаполис с населением в 1,1 млн человек — магнит для инвестиций федерального уровня. Однако на пути к Большому Иркутску много труднопреодолимых препятствий.

Осенью 2005 года идея объединения областного центра с городами-спутниками стала ключевым пунктом предвыборной программы Алексея Козьмина, одного из кандидатов на пост мэра Иркутска, депутата Законодательного собрания области. Тогда он заявил, что мегаполис может попасть в планы Министерства регионального развития по созданию в регионах точек роста, которые должны стимулировать экономическое развитие окружающих их территорий. Избранный на пост мэра Владимир Якубовский подхватил эту идею, предложив занявшему третье место Козьмину совместно продвигать проект.

В марте нынешнего года губернатор области Александр Тишанин вскользь упомянул об агломерации на заседании актива региона. А в середине мая он развил тему на экономическом форуме в Красноярске, почти через месяц после успешного референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского бурятского автономного округа (УОБАО). Тогда за слияние двух субъектов федерации высказалось без малого 90% проголосовавших. Судя по всему, результат референдума окрылил Александра Тишанина, который заявил в Красноярске, что решение об объединении Иркутска, Ангарска и Шелехова тоже должно быть принято на референдуме. В случае положительного итога голосования мегаполис может стать единственным городом с населением более 1 млн человек на территории от Новосибирска до Находки.

Для региональных властей это не просто звонкий факт — они надеются, что, обретя статус города-миллионника, Большой Иркутск получит серьезные аргументы в борьбе за деньги федерального центра на осуществление целого ряда городских программ, прежде всего связанных с развитием инфраструктуры. Да и для крупных частных инвесторов, например банков федерального уровня и торговых розничных сетей, миллионный статус города является существенным аргументом для принятия решений по региональной локализации бизнеса. «Создание мегаполиса на юго-востоке России должно стать одним из приоритетов федерального центра, — заявил нам Алексей Козьмин. — Во всем мире развитие идет в основном за счет крупных городов. Именно поэтому Китай взял курс на увеличение числа городов-миллионников».

Однако само создание агломерации потребует значительных стартовых инвестиций, источники финансирования которых пока неясны. Да и сами выгоды создания Большого Иркутска могут быть сильно преувеличены.

У «малышей» своя гордость

По подсчетам Александра Тишанина, в новом мегаполисе будет проживать 1,1 млн человек. Хотя если суммировать население Иркутска (около 578 тыс. человек), Ангарска (262,8 тыс.) и Шелехова (68,1 тыс.), получается всего около 900 тыс. человек. Скорее всего, губернатор имел в виду, что в состав мегаполиса войдут поселения Иркутского и Шелеховского районов, да и динамика развития всей агломерации резко ускорится. Надежды эти не беспочвенны. «Города прибайкальской зоны уже объединены агломерационными связями. Сегодня население трех городов активно перемещается по агломерации, используя возможности соседей для получения лучшей работы, более качественного образования и так далее, — говорит эксперт фонда `Институт экономики города` Дмитрий Ланцев. — Однако достигла ли агломерация той степени зрелости, которая нуждается в организационном оформлении — большой вопрос».

Нам не удалось получить доказательства высокой степени экономической связности центра области и двух его спутников по линии трудовых ресурсов. Так, в Ангарской нефтехимической компании нам сообщили, что из девяти с лишним тысяч человек, занятых на основном производстве, менее 1% имеют иркутскую прописку, в основном это руководители среднего и высшего звена.

Дело, впрочем, не ограничивается только экономическими соображениями. Создание мегаполиса будет означать поглощение более мощным Иркутском ближайших соседей. Тема патриотизма для Ангарска и Шелехова далеко не пустой звук. Перспектива потери самоидентификации, превращение в жителей периферийной окраины крупного, но все же не родного Иркутска далеко не для всех ангарчан и шелеховчан может показаться заманчивой. Иркутску же, в свою очередь, придется брать на себя решение назревших проблем своих спутников, связанных в том числе с неблагоприятной экологической обстановкой в Ангарске.

Трамвай-желание

Однако главным препятствием на пути объединения городов станет транспортная проблема. Расстояние между центрами Иркутска и Ангарска составляет 46 км, между границами городов — 23 км, между центрами Иркутска и Шелехова — 20 км. «В мире, скорее всего, не было прецедентов, чтобы настолько рассредоточенные города объединялись в один, — говорит Владимир Горлов, доцент кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ. — Поэтому коммуникационные затраты лягут дополнительным грузом на местный бюджет».

Транспортное сообщение между Иркутском, Ангарском и Шелеховом осуществляется сегодня рейсовыми автобусами, маршрутками и электричками. Губернатор предлагает запустить скоростной трамвай, время в пути между крайними точками составит 20─30 минут с двумя-тремя остановками. Владимир Горлов считает, что скоростной трамвай будет не по карману Иркутску. В России такой вид транспорта есть только в Волгограде.

Дмитрий Ланцев считает также необходимым строительство автодороги между Ангарском и Шелеховом. «Потребуется строительство как минимум четырехполосного скоростного автобана», — уточняет заместитель директора департамента Министерства регионального развития Максим Перов.

Региональные власти сообщили: оценочная стоимость проекта по созданию мегаполиса — 1,2 млрд долларов, средства предполагается получить из бюджетных и внебюджетных источников. Между тем только на строительство международного аэропорта в поселке Стеклянка между Иркутском и Ангарском, который значился в проекте Алексея Козьмина, необходимо 4─5 млрд долларов. В то время как годовой бюджет Иркутска — 4,3 млрд рублей.

Большие средства предстоит вложить в переименование города: нужно будет переделать все почтовые книги, заменить печати, бланки и паспорта жителей мегаполиса. Весьма затратной обещает быть и PR-кампания объединительного референдума.

Аналитики считают, что на создание и выведение структуры управления мегаполисом на устойчивый режим потребуется не менее трех лет. «Концентрация управления может привести к созданию аморфной, плохо управляемой структуры, в которой будет избыточное передаточное звено между областью и разрозненными районами мегаполиса, — говорит Ланцев из `Института экономики города`. — Для территориальных органов, созданных на базе управленческих структур прежних городов, по-прежнему будут иметь значение только проблемы своих территорий». Аналитик ИК ФИНАМ Семен Бирг отметил, что проблемой Большого Иркутска может стать принятие объединенного бюджета и выравнивание различий в оплате труда работников социальной сферы.

Удочка вместо рыбки

«Современный вариант потемкинской деревни» — так характеризует иркутский проект главный научный сотрудник Института географии СО РАН, доктор географических наук, профессор Байрон Ишмуратов. Эксперты сомневаются и в автоматическом влиянии «эффекта миллионника» на расположение к Иркутску федеральных властей. «Центр действительно уделяет внимание городам-миллионникам: Казани, Самаре, Перми и другим. Но они возглавляют регионы-доноры, а Иркутская область, даже если население ее столицы превысит один миллион человек, остается реципиентом», — отметил Владимир Горлов.

«Заявление губернатора — это политическая воля, пока не подкрепленная ни экономическими, ни социальными, ни экологическими расчетами», — утверждает декан Байкальского государственного университета экономики и права Лариса Соколова. Она считает, что над проблемой необходимо серьезно поработать как в плане экономической эффективности, так и в плане организационного управления.

Отношение же местного бизнеса к идее объединения не столь негативно. Часть иркутских предпринимателей рассчитывают на то, что объединение позволит получить финансовую поддержку федерального центра. Другие прогнозируют чисто рыночный позитив. Так, президент Иркутского областного союза риэлтеров Анастасия Литвиненко считает, что объединение повысит инвестиционную привлекательность иркутской недвижимости. Не исключен приход инвесторов из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, которые пока только присматриваются к рынку, где хозяйничают региональные игроки. «У мегаполиса будет больше возможностей для подключения коммуникаций, — утверждает Анастасия Литвиненко. — При этом отдаленные от Иркутска районы, к примеру Новоленинский (расположен по дороге к Ангарску. — `Эксперт`), уже не будут считаться непрестижными. Темпы жилищного строительства, которые сейчас заметно отстают от общероссийских, по прогнозам экспертов, должны увеличиться в разы сразу после проведения референдума».

В Министерстве регионального развития РФ нам сообщили, что переговоры по проекту объединения трех городов между администрацией Иркутской области и министерством пока не проводились. По мнению представителей министерства, проект мегаполиса может рассчитывать на поддержку федерального центра, если будет органично встроен в стратегию развития Сибири.

Елена Лисовская (корреспондент газеты "Конкурент" (Иркутск) специально для "Эксперта")

Артур Скальский

©  Эксперт

Иркутск Байкал

2832

19.06.2006, 18:08

URL: https://m.babr24.news/?ADE=30776

bytes: 9504 / 9468

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Иркутск" (Байкал)