Cвобода прессы – это ее продажность (рецензия с мемуарными обертонами)
Елена Токарева Кто подставил Михаила Ходорковского» М., «Яуза», 2006.
Псевдомемуары журналистов - женщин, начиная с сексуальных откровений Дарьи Асламовой и заканчивая невразумительным и пустым враньем «кремлевского диггера» Елены Трегубовой выпускаются лишь для саморекламы и надежды заработать некие денежки уходя со сцены (Впрочем, мужчины-журналисты не очень отличаются, вспомним Андрея Караулова). Но, открыв книгу и встретив первые фамилии, я понял, что не могу ее не купить и более того, не могу не написать о ней.
[ЛИЧНОЕ] Конец сентября 93-го, большая тусовка в Колонном зале, в президиуме лидер «Объединения предпринимателей за новую Россию» (ОПНР) Константин Затулин и Сергей Шахрай, создающий «Партию российского единства и согласия». В зале Явлинский, Вольский, Долголаптев и другие «тяжелые» фигуры тогдашнего бомонда. В кулуарах мой друг, занимающийся оргстроительством ОПНР, подводит меня к симпатичной молодой женщине, с очень дорогим кулоном на груди и называет ее фамилию – Лена Эрикссен. Ее материалов я тогда еще не видел, но слышал о скандинавском социологе, приехавшем изучать становление российской демократии и женившемся на молодой журналистке. Хотя, термин «журналист» не очень подходил к Елене. Она уже тогда предпочитала действовать за кулисами, налаживая связи с крупным бизнесом и политиками, а не сидеть за компьютером, как мы грешные, вымучивая очередную аналитичку. Термин, который использует автор книги Елена Токарева – «офицер связи» очень подходил Лене Эрикссен, да и на меня она обратила внимание только потому, что я вновь собирался в США и она хотела передать что-то самому Малькольму Форбсу – мультимиллионеру и воздухоплавателю, так как ей сказали, что я имею связи в этом журнале, первым из русских дав большое интервью Полу Хлебникову.
Конечно, как серьезный аналитик, «Лена К», так ее называет автор книги, впрочем тут же и «выдавая» настоящую фамилию, ни шла ни в какое сравнение с талантливой молодежью. В начале 90-х, наряду с находящимися в зените славы и влияния Людмилой Телень и Валерием Выжутовичем, среди политической журналистики постсоветского образца стали постепенно выделяться женские лица «необщего выражения». Крепкая в больших очках Аня Остапчук, державшаяся с уверенностью школьной активистки и круглой отличницы. Они с Женей Красниковым представляли дружную семью, спаянную не только чувствами, но и общими интересами, и ценностями. Тихая молчаливая Таня Малкина, при общении с которой сразу вспоминался популярный тогда хит Гарика Сукачева «Ты умна и скромна, как шотландская Несси…». Так в действительности и произошло. Прославившись на знаменитой телеконференции ГКЧП вопросом к Янаеву: «Вы - то понимаете, что совершили государственный переворот?» она стала любимицей либеральных СМИ от «Независимой» до «Сегодня», по-моему, где-то даже редакторствовала, а затем совершила рывок из глубины, проглотив какого-то западного толстосума и исчезла в «райских далях», что, впрочем, вызвало облеченный вздох у многих работников СМИ – писала - то она очень плохо.
Аня и Женя, наоборот писали и пишут много и качественно, но, пропутешествовав по московскому газетному кругу, нашли тихую пристань в загибающихся «Московских новостях» и заняли довольно скромное место в журналистской политтусовке. Кто в действительности «прорвался» так это молодая и сексапильная Светлана Бабаева, этакая 18-летняя Барби, с умной головкой, железным расчетом и обаятельной наглостью дочери «эмвэдэвского» генерала. Она, кинув свою покровительницу Телень, приземлилась в «Известиях» и, несмотря на то, что имела лишь заочное образование МГУ, вошла в «президентский пул», ездит по миру, как с первым, так и со вторым президентом (окружение нынешнего как бы забыло ее пиар «предателя» Калугина), интервьюирует «сильных мира сего», вообщем, вполне реализовалась.
Надо подтвердить, то, что знаменитая разоблачительная книга Александра Коржакова «Борис Ельцин от рассвета до заката» была действительно написана четой Эрикссенов и ими же и продюссировалась, было «секретом Полиншнеля» для всей московской политтусовки, как и активное их участие в знаменитой тульской компании по выборам в ГД, где против Сергея Лисовского была использована ставшая затем «классикой черного пиара» листовка некоего мифического «Союза Геев и лесбиянок», отнявшая у соперника Коржакова немало голосов. Однако Елена сумела не окончательно поссориться с Лисовским, поместив его портрет на обложку глянцевого журнала «Лица». Тогда многие уже задавались вопросом, откуда у семьи «пролетариев умственного труда» такие деньги? И только переход в аппарат пиар-служб ЮКОСА прояснил эту загадку.
Токарева же при поддержке Эрикссен и генерала Коржакова стала к тому времени редактором знаменитого «Стрингера» - первой серьезной газеты компромата в России, начавшей в интернет – формате, а затем ставшей и бумажным СМИ. Она вспоминает: «На форумах нашего сайта можно довольно часто встретить упреки, что мы печатаем «заказуху», для профессионалов читать и слушать эти наивные упреки не столь обидно, сколь смешно..». Токарева обоснованно утверждает: «общественно-политическая журналистика, это – информационный бизнес и он не может существовать в России без спонсоров». В подтверждение этого она и приводит ряд примеров с известными именами по всему политическому спектру. Вот демократы – яблочники: «…Дима Муратов – главный редактор «Новой газеты» сначала мочил «ЛУКОЙЛ» на деньги Андрея Вавилова, а потом мочил Вавилова на деньги «ЛУКОЙЛ». Вот правые: «Столичная вечерняя газета» была открыта под победу СПС на выборах, просуществовала чуть более года, финансировалась из средств РАО «ЕЭС», закрылась, не выплатив долги по зарплатам и пособия работникам».
[ЛИЧНОЕ] Можно добавить, что только на издание предвыборной антикоммунистической газеты «Не дай бог!» тогдашний хозяин «Коммерсанта» А.Яковлев получил 10 млн. долларов, а его бывшая жена Ксения Пономарева приобрела пентхауз на крыше московского небоскреба. Именно эти люди близкие тогда к Чубайсу и Березовскому и не нашли денег на пособия сотрудникам закрытой газеты.
Левые: «…Газету левого толка «Независимое обозрение», которую держали, что бы раскручивать малоизвестных левых политиков…закрыли в полчаса, потому что ее номинальный владелец Игошин, плюнув на КПРФ, нашел место потеплее – он избрался депутатом от «ЕР». …Деньги на газету давал секретарь ЦК КПРФ Валентин Купцов, имевший зерновой бизнес. При этом никто ни на кого даже сильно не обжался. Деловой мир. В нем обижаются только домработницы».
Т.н. «государственники» ничем не лучше: «…Когда Коржаков предлагал возглавить «Стрингер» Александру Хинштейну, тот назвал с ходу 7 млн. долларов в год…таких денег Коржаков дать не мог и Хинштейн отказался…».
Не краше и политконсультанты: «…хитроумный Станислав Белковский…получил «жирный подряд на изображение из себя «буревестника». Он надеялся…что вскоре займет место главного идеолога Кремля. Но Кремль использовал его…и выкинул из обоймы…и Белковский дико обиделся на власть – почти как Лимонов, когда его прогнали из ФСБ, куда он сунулся с добрыми намерениями…».
[ЛИЧНОЕ] События последних недель полностью подтверждают правоту Токаревой, именно Белковский на конференции «Другая Россия» провозгласил необходимость «оппозиционного кандидата», интеллектуально осветив рукопожатие получившего перед этим по физиономии Михаила Касьянова и Эдуарда Лимонова. Как ни относились бы мы к Владиславу Суркову, но его максима о «ветке на которой растут лимоны и яблоки» оправдывается. Можно не сомневаться, что оппозиционная логика приведет Явлинского именно сюда, а иначе на нем, как на политике, можно ставить жирный крест.
Опять же левые «Илья Пономарев, вышибленный из КПРФ, «прихромал» в газету «Завтра». О т.н. «национал-патриотах» «Стрингер» под руководством Елены Токаревой пишет особенно нелицеприятно, в своей книге видных персонажей этого лагеря она уподобляет обитателям горьковской ночлежки из пьесы «На дне»: «…все националистическое движение вечно пребывает в андеграунде и без денег, и служит верой-правдой каким-то отставным полковникам из спецслужб…все они хотели бы, чтобы их приняли в элитарный клуб, где делается власть. Но их туда не принимают. Они не пройдут фэйс-контроль…самый элегантный человек среди патриотов Геннадий Зюганов. Это нормальный чинуша…, а его оппонент Геннадий Семигин выглядит как провинциальный актер…».
[ЛИЧНОЕ] Это автор о партии «Патриоты России», которая активно выводит старушек на пикеты в Иркутске, за неимением у нас своего Анпилова ).
Особенно колоритен Проханов, в хулиганской статье «Бобик в гостях у Барбоса» (о визите Проханова к Березовскому) «Стрингер» дает такой его портрет: «…его зооморфная фигура напоминала сильно разношенный лапсердак, а на помидорного цвета лице черты смешивались в алкоголическую кашу…<его> публицистика у критически мыслящего человека не могла оставить иного чувства, кроме брезгливого недоумения…успешную молодежь от стана патриотов отталкивал запах бедности, скаредности, культивация неудачи».
Книга Токаревой композиционно очень рыхлая, это, скорее, сборник газетных очерков, впрочем, дающий любопытные иллюстрации к «информационным войнам» не только на политическом поле, но и в шоу-бизнесе» (очерк «Бойкот Фили»), корпоративных захватах («Информационные войны в бизнесе», где она выдвигает свою версию убийства Пола Хлебникова, связывая его с деятельностью «любимого олигарха президента Алексея Мордашева). Вот тут-то и начинается наиболее интересная часть книги Токаревой, давшая и заголовок. Напомним, что ее покровительница «Лена К» (она же Эрикссен) вместе с мужем работала на ЮКОС. Опять же «красный» юкосовский мальчик Илья Пономарев с его откровениями: « А знаете Хуго Эрикссен не просто из ЦРУ, он лично обучал моджахедов стрелять из винтовки…».
[ЛИЧНОЕ] Сентябрь 2003 г., Иркутск, перед началом прямого эфира на «АС Байкал-ТВ», у крыльца добрый десяток джипов с охраной и местными менеджерами, все хмуро глядят на меня, курящего сигарету, гадают, что я такое гадостное спрошу у любимого шефа, он приходит в сопровождении высокого очкастого блондина с угревастой кожей. Местная начальница PR-службы, назовем ее «Светик», которую наверх не допускают, почтительно шепчет: «Роман Артемьев, МБХ без него никуда!».
Возвращаемся к книге Токаревой: «…Роман Артемьев ненавидел…Лену святой искренней ненавистью…еще больше Роман ненавидел ее мужа…Хуго Эрикссена, который руководил в компании пиаром на за границу…в основе ненависти Артемьева к Эрикссенам лежала обыкновенная человеческая зависть и святое чувство соперничества…межвидовая борьба в больших компаниях часто разрушает корпорацию изнутри…менеджмент начинает гадить друг другу, так что стены корпорации не выдерживают напора дерьма».
«…что же за контора такая, ЮКОС, где десятки людей занимаются информационным обслуживанием, где огромный бюджет…где работает «лучший пиарщик всех времен и народов Невзлин», где 70% работников стукачи из КГБ…
…В 2001 г. Ходорковский создал благотворительный фонд «Открытая Россия», закрытую организацию, которая осуществляла различные политические и имиджевые проекты, в том числе и в провинции. В «ОР» закачивались деньги для различных PR-проектов, и через нее прокачивались деньги для различных нужд. Сделать из «ОР» настоящую сетевую структуру Ходорковскому удалось потому, что он получил «под ключ» у Сороса все завязки благотворительного фонда «Открытое общество» со всеми списками экспертов…за короткий срок все мало-мальски мыслящие единицы в России оказались охваченными системой грантов и работали на критику всех действий правительства и президента…».
[ЛИЧНОЕ]…Великолепный солнечный день начала октября на Байкале. В зале практически весь иркутский политбомонд – Юрий Ножиков, Геннадий Истомин, большинство депутатов ЗС, почти все значащие региональные эксперты, в президиуме спичрайтер Путина Лариса Мишустина (она только что была с президентом в Китае), сенатор от Мордовии Бычков (его злые языки уже тогда называли сенатором от ЮКОСА), почти вся пиар-служба корпорации, видные деятели ельцинского времени (экс-председатель Центризберкома Иваненко и др.). Нет только Бориса Говорина, хотя его выступление в программе открытия «Школы публичной политики» (он уже получил предупреждающий звонок) и главного участника. МБХ летит и вот-вот лично откроет очередной цикл мероприятий «ОР». В общем, ощущение начала праздника, вечером у меня еще одно телеинтервью с МБХ и тут раздается звонок на моем мобильнике, племянница сообщает, что в интернете выложено сообщение: «В Новосибирске арестован Михаил Ходорковский». Я немедленно транслирую сообщение ближайшей пиаристке ЮКОСА, это она выведена в книге Токаревой как «Таня-Маня», она стремглав бежит к Бычкову, он рванул за угол, на ходу раскрывая свой спутниковый супер-телефон. Факт состоялся. Я подхожу к беседующим Ножикову и Истомину и тихо говорю: «Ходорковский арестован». Дальше неинтересно, паника в зале, Бычков «официально» подтверждает сообщение, тут же пытаются составить какое-то письмо протеста, бомонд поспешно покидает «Прибайкальскую».
Далее Токарева анализирует ту пропагандистскую компанию, которая началась в прессе после ареста и шла несколько лет не утихая и до сегодняшнего дня, хотя большие статьи «Известий» «За что сидит Михаил Ходорковский» как бы подвели итог «дела ЮКОСА», ставшего центральной интригой второго срока президента Путина: «Гранты идут уже не на отбеливание лично Ходорковского, а на подрыв той жесткой политической модели, которая сложилась в стране… Сама по себе этика корпоративного государства, каким становится Россия при Путине, а корпоративная правда не имеет отношения к демократии никакого. ЮКОС ничем не лучше нашего государства. Тот же тоталитаризм, но в миниатюре…С понятием «хунта», которое как нельзя лучше вязалось к команде силовиков и разведчиков, как со слишком сложным явлением, юкосовцы не сумели справиться и…поручили разработку Юлии Латыниной, а она как ярмарочный глашатай, закричала во весь голос про Ивановых – Сечиных что-то крайне невразумительное…».
Показателен спор автора с одним известным аналитиком: и политтехнологом Игорем Буниным, создателем знаменитого «ПОЛИТ. РУ», который заявил, что «Ходорковский выйдет из тюрьмы президентом. Полно – возразила я – Ходорковский выйдет из тюрьма, а туберкулезником. Ведь вокруг него нет никого, кроме продажных менеджеров и адвокатов». О сотрудниках ЮКОСА «…в их представлении у них все было так хорошо, что основная масса сотрудников просто умирала от скуки…и занималась своими личными делами…»
[ЛИЧНОЕ]Я хорошо помню, что в это время руководитель пиар-службы ЮКОСА в Иркутской области (вышеупомянутая «Светик») упорно собачилась с автосервисом, починяя свой автомобиль, ныла про то, что ее никто не понимает и не ценит, а затем растворилась где-то на «просторах Океании».
Таким образом Токарева в чем-то сама противоречит себе, конкретно иллюстрируя, что тезис Ходорковского-Невзлина «Мы всех купим!» работает отнюдь не всегда.
Так что же такое пресса – социальный институт, который должен защищать интересы простого человека? «Коллективный агитатор и организатор», как писал Ленин? Или пресса – это вид большого бизнеса?
Сама автор книги дает на это неожиданно безнадежный ответ. Пресса - «инструмент для построения информационного пространства, матрицы, внутри которой мы живем не ведая истины?». Вот именно не ведая истины.