Желаемое и действительное
(Интервью с депутатом Кнессета, председателем парламентской комиссии по вопросам алии, абсорбции и диаспоры профессором Михаилом Нудельманом)
Репатриант 90-х профессор Михаил Нудельман уже более 10 лет является депутатом израильского парламента. Все годы работы в Кнессете его отличал взвешенный подход к оценке тех или иных событий, происходящих в Израиле. Причем, вне зависимости от того, в коалиции или оппозиции правительству он находился. Тем интереснее было узнать его мнение о вооруженном противостоянии Израиля с «Хизбаллой» и всем тем, что с этим связано.
- В день вступления в силу решения о прекращении огня в зоне ливано-израильского конфликта в интервью для радиостанции «Эхо Москвы» Вы сказали, что наступившее перемирие – временное, а военные действия в скором времени могут снова возобновиться. Операция, проведенная израильским спецназом на территории Южного Ливана в районе Баальбека в ночь на 19 августа, - это именно то, о чем Вы говорили?
- Операция израильского спецназа осуществлена строго в рамках резолюции Совета безопасности ООН №1701. Израилю до момента окончания дислокации в Южном Ливане сил миротворческого контингента ООН предоставлено право осуществлять действия по предотвращению поставок оружия «Хизбалле» из Ирана и Сирии. Именно эти цели и преследовал ночной рейд ЦАХАЛа. Говоря о конкретных нарушениях резолюции №1701, так называемой «международной общественности» в первую очередь следовало бы акцентировать свое внимание на категорическом отказе «Хизбаллы» разоружаться. Главари террористов заявили об этом буквально на следующий день после наступления перемирия. Кстати, это противоречит и предыдущей резолюции по Южному Ливану №1559. Следуя логике блюстителей ООНовских договоренностей, именно этот факт должен бы был возмутить их до глубины души. Однако они в очередной раз предпочли сделать вид, будто ничего «страшного» не произошло.
- В Вашем упоминании «международной общественности» сквозит, по меньшей мере, сарказм…
- А как может быть иначе? Наша страна уже давно является центром борьбы с международным терроризмом. Именно поэтому мы постоянно становимся объектом агрессивного безумства исламских фанатиков. Задайтесь простыми вопросами: Какие цели преследуют лидеры «Хизбаллы»? Разве они не знают, что Израиль не угрожал и не собирался угрожать территориальной целостности Ливана? Они не знают, что Израиль безоговорочно признал границу между двумя государствами? Или, быть может, это Израиль постоянно устраивает провокации на этой границе? Цель у «Хизбаллы» одна – убивать евреев. А поскольку у них есть щедрые заказчики - исламофашисты, то террористы любыми путями идут к достижению этой цели. А «международная общественность» делает вид, что ничего не понимает.
- Кого Вы относите к исламофашистами? Иран?
- Не только. Вдоль оси Тегеран - Дамаск - Южный Ливан - Газа постоянно звучат призывы иранского президента Махмуда Ахмадинеджада об уничтожении Израиля. Звучат не как гипотетический призыв, а как вполне осуществимый план исламофашистов. При этом, подобно Гитлеру, иранский президент и его приспешники не намерены ограничиваться окончательным решением еврейского вопроса. Для атак у них имеется весь мир, весь Запад. Неверных, по их убеждению, надо уничтожать. Все равно где – в международном торговом центре в Нью-Йорке, в испанских пассажирских поездах, в лондонском метро или в школе в Беслане. Недавний арест спецслужбами США и Великобритании большой группы исламских террористов, намеревавшихся взорвать пассажирские самолеты в небе над Атлантикой, наилучшее тому подтверждение. «Хизбалла», лишь часть этого сборища преступников. «Международная общественность» подобно страусу прячет голову в песок, не желая видеть в нападении «Хизбаллы» на Израиль новый акт глобальной агрессии исламского экстремизма. Причем агрессии направленной не только против Израиля, но и против всего цивилизованного мира. Как на это реагирует с подачи большинства европейских СМИ «международная общественность»? С умилением обсуждает открывшуюся в столице Ирана международную выставку карикатур на тему Холокоста (в которой, к слову, участвуют и художники из России) и лицемерно повествует о «непропорциональном использовании Израилем военной силы, приведшей к гибели гражданского населения».
- Но число жертв с ливанской стороны на много превосходит число пострадавших израильтян…
- Позвольте задать Вам встречный вопрос: С чьей стороны погибло больше гражданских лиц в ходе боевых действий Советской и Российской армий в Афганистане и Чечне? А в ходе боевых действий НАТО против Югославии? А применение силы там и там было пропорциональным? Ваше утверждение заставляет вспомнить переиначенный на новый лад старый анекдот. К президенту Ирана обращается Кофи Анан и спрашивает: «Что нужно сделать, чтобы Вы остановили свою ядерную программу?». «Нужно уничтожить всех евреев и перекрасить Белый дом в зеленый цвет», - отвечает Ахмадинеджад. «А Белый дом, зачем перекрашивать?» - удивляется генсек ООН. «Вот видите, по первому вопросу мы уже договорились», - сообщает новоявленный «фюрер».
К сожалению, в мире есть немало людей, морально готовых принести в жертву еврейское государство. Примерно также перед началом Второй мировой войны нацистской Германии в качестве «умиротворяющего шага» была подарена Чехословакия. Когда евреи покорно шли в газовые камеры, они всех устраивали. А когда пытаются защититься и выжить, то начинаются демонстрации протеста и вопли о неадекватном насилии. Народ Израиля обладает недюжинной силой духа и способен защитить себя. Сегодня миру пора понять: террористов нельзя ублажать – их надо уничтожать. Опасность угрожает не только дому евреев, а всему нашему общему дому.
- И, тем не менее, действия израильской армии в Южном Ливане вряд ли можно назвать успешными?
- Опять же, отвечу вопросом на вопрос: А какие регулярные армии мира добивались значительных успехов в борьбе с партизанскими формированиями? Разве что армия России во вторую чеченскую компанию. Заняло это несколько лет, да и в средствах достижения цели российская армия особо не церемонилась. Правда, еще не известно, чем в итоге обернется для России умиротворение чеченских исламофашистов.
Ошибочно утверждение, будто ЦАХАЛу противостояли малочисленные партизанские отряды «Хизбаллы». На самом деле мы воевали с хорошо обученной и организованной армией, сплоченной фанатичной религиозной идеей, вооруженной самым современным оружием производства Ирана, Сирии, России и Китая. В арсенале террористов оказалось и «сверхоружие» - собственное гражданское население. Террористы «Хизбаллы» прекрасно понимали, что, ведя ракетные обстрелы гражданских объектов в городах Израиля из жилых кварталов, ответный удар будет нанесет по пусковым установкам, расположенным там же. Тем самым посредством мировых электронных СМИ они сознательно превращали своих стариков, женщин и детей в заложников своего фанатизма, в оружие политического давления. И стоит признать, террористы умело пользовались этим «сверхоружием».
- Если считать наступившее прекращение огня «промежуточным финишем», то каких положительных результатов добился Израиль на этом этапе?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить изначальные цели Израиля в этой войне, а именно: прекращение военных провокаций «Хизбаллы» на нашей северной границе; лишение «Хизбаллы» сдерживающего Израиль «фактора ракет»; безусловное выполнение ливанским правительством решения СБ ООН №1559, предусматривающее разоружение «Хизбаллы» и размещение на границе с Израилем подразделений регулярной армии этой страны; возвращение двух похищенных с нашей территории солдат. Достигнуты ли эти цели полностью? Нет. Но способствовали ли они выполнению изначально поставленных задач? Да. Без военной акции ливанское правительство и мировое сообщество не приступили бы к выполнению резолюции СБ ООН №1559. «Хизбалла» и дальше продолжала бы провокации на границе, прикрываясь «ракетным щитом». Сдерживающий фактор «Хизбаллы» сменился на сдерживающий фактор Израиля. Мы показали, что способны начать широкомасштабные военные действия в ответ на провокации боевиков. Не маловажно и то, что переговоры о возвращении израильских солдат велись бы с позиции силы захватившей их стороны. В ходе войны мы взяли в плен несколько десятков террористов. И теперь переговоры пойдут иначе.
Есть и еще один положительный фактор. Если предположить, что столкновение с Ираном и Сирией в будущем неизбежно, то зачистка военных арсеналов «Хизбаллы» на юге Ливана была просто необходима. Необходима была и проверка нашей боеготовности, реальная оценка сильных и слабых сторон ЦАХАЛа в длительном военном противостоянии. Не менее важна была и проверка состояния тыла, а также способности функционирования систем управления государственными структурами. С этой точки зрения «генеральная репетиция» выявила серьезные недостатки, как на правительственном, так и на армейском уровне. Устранением этих недостатков мы сейчас активно занимаемся. Поэтому, совершенно очевидно, что, учитывая изначальные цели военной кампании, считать нынешнее противостояние с «Хизбаллой» поражением Израиля значить противоречить здравому смыслу. Или путать желаемое для некоторых, с действительным.
C Михаилом Нудельманом беседовал Александр Итунин