Большой баклан возвращается на Байкал?
На Священном море, похоже, зреет маленькая научная сенсация.
Современный житель Прибайкалья уже и не знает, что еще сравнительно недавно, лет сто назад, на Байкале водилась птица, по количеству населения соперничавшая с серебристой чайкой, - большой баклан. В середине XIX века его колонии находились практически по всему Байкале, на его береговых скалах и островах (отсюда и оставшиеся в обиходе многочисленные названия со словом "бакланий").
В очерке Черепанова "О сибирских птицах", помещенном в 1859 г. в "Библиотеке для чтения", так отмечается обилие большого баклана на Байкале: "Подплывая к этой скале (имеется в виду остров Бакланий Камень. - Авт.), вы будете изумлены поднявшейся с нее стаей бакланов в таком бесчисленном множестве, что издали они кажутся облаком. Пожирая одну только рыбу, баклан совершенно непригоден в пищу человеку, зато он полезен для наблюдателя тем, что доказывает, до какого количества может размножиться какая-либо порода птиц, если не мешать ей высиживать и воспитывать птенцов".
К началу ХХ века количество бакланов и ареал его распространения на Байкале постепенно сокращаются. Малое море и Чивыркуйский залив в 30-е годы становятся основными местами его обитания. В Малом море численность баклана остается настолько большой, что орнитолог Третьяков предлагает построить консервный завод для переработки тушек бакланов для улучшения питания трудящихся.
Отечественная война резко сократила до минимума численность баклана: в пищу шли не только яйца, но и птенцы. Количество гнездовий доходит до минимума, гнезда в них исчисляются единицами; последние гнезда отмечены на мысе Кобылья Голова в 1964 г., в Чивыркуйском заливе - в 1972-м. С тех пор время от времени на Байкале отмечаются одиночные залетные экземпляры. Так, летом 1981 г. на подходе к скальной неприступной глыбе острова Шаргодагон в стае серебристых чаек отрядом натуралистов был замечен одинокий баклан.
О временах расцвета империи бакланов теперь свидетельствуют на байкальских островах хорошо сохранившиеся большие гнезда из веток. Не помогли и попытки реинтродукции большого баклана с Торейских озер Читинской области - разрушилась генная цепочка. Дело дошло до того, что ученые стали предлагать поставить памятник последнему баклану на Байкале.
Казалось бы, большой баклан на Байкале твердо остался только в истории, но 17 августа этого года Олег Брянский, путешествовавший на автомашине по берегам Малого моря, в бинокль на одном из островков обнаружил большую стаю бакланов (примерно 50 особей). К островку немедленно отправился иркутянин Сергей Латушко, однако ему не удалось подняться на скалу и установить, загнездилась ли эта колония бакланов в этом году. Во всяком случае, когда о количестве прилетевших птиц узнал сотрудник Байкало-Ленского заповедника Виктор Степаненко, он очень удивился, заявив, что это уже серьезная "заявка".
Справка
Большой баклан - крупная птица (вес 1,8-3 кг) из отряда веслоногих с черным оперением, клюв длинный с крючком на конце. Ноги черные с перепонками, прикреплены ближе к задней части туловища, отчего посадка тела на земле почти вертикальная. Птица хорошо ныряет и может находиться под водой до 10 минут, охотясь за рыбой. На берегу ее можно встретить с распущенными для просушки крыльями. Для защиты потомства селится колониями до 150 птиц (у птиц-одиночек яйца расклевывают чайки и вороны). В старину имел название карморан - морской ворон. Как вид, находящийся под угрозой полного исчезновения, внесен в Красные книги Бурятии и Иркутской области.