Кондопога: социальный взрыв с национальным оттенком
Вот уже две недели российские СМИ активно обсуждают происшедшие в конце августа - начале сентября события в Кондопоге – небольшом карельском городке, находящемся в нескольких десятках километрах к северу от Петрозаводска.
Собственно говоря, подобные вещи происходят в России не впервые (похожие события имели место в Ростовской области, в Центральной России, на Дальнем Востоке и т.д.), но лишь Кондопога привлекла внимание «большой прессы». Одни называют происшедшие события началом национального возрождения русского народа, другие – фашистской провокацией, третьи – бандитской разборкой. Что же произошло на самом деле?
Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно сказать несколько слов о самой Кондопоге. Несмотря на то, что это Карелия, основную массу населения составляют русские, хотя в общем национальный состав довольно пестрый. Лиц «кавказской национальности» официально проживает около 400 человек, при том, что население города в целом составляет около 40 тыс. Из них около 5 тыс. человек работают на градообразующем предприятии - целлюлозно-бумажном комбинате, причем неплохо зарабатывают. Увы, сотрудники этого комбината составляют лишь малую часть трудоспособного населения, большинство которого нормальной работы фактически не имеет. На этом типичном для провинции общем фоне и развернулись события, о которых идет речь.
Имеющиеся сведения часто противоречат друг другу, но, если их сопоставить, складывается примерно такая картина. Вечером 29 августа в печально известном пьяными дебошами ресторане «Чайка» (жалобы населения были столь многочисленными, что власти уже собирались его закрывать) отмечали поминки по одному из местных «авторитетов». Поминки плавно перешли в скандал, когда у бармена потребовали бесплатную выпивку, а после того, как он отказался, сильно его избили. Посетители были в основном русскими, бармен, по одним данным, русским, по другим – азербайджанцем, а вот арендатор (т.е. фактический владелец) ресторана оказался этническим азербайджанцем, правда, проживавшим в Кондопоге с 1984 года. Именно бармен вроде бы и вызвал «крышевавшую» ресторан бандитскую группировку, состоявшую в основном из этнических чеченцев. Интересно, что, как сообщают на городском форуме Кондопоги, владелец ресторана параллельно вызвал милицию, но милиционеры, по одной версии, вообще не появились, а по другой – наблюдали за событиями со стороны, никак в них не вмешиваясь.
«Крышующие» же появились буквально через пять минут, вооруженные обрезками арматуры и труб, а также колюще-режущими средствами, и начали избивать всех, кого попало – как утверждают очевидцы, с криками «Аллах акбар!». По сообщениям с городских форумов, бандиты добивали упавших людей битами по голове. В результате двое были убиты на месте.
Происшедший инцидент всколыхнул весь город, где и раньше представители этнических преступных группировок вели себя вызывающе. Широко известен эпизод с катавшимся по городу «мерседесом» без номеров, но были и многие другие. Как утверждают горожане, они просто боялись жаловаться властям, т.к., если кто-то на такое решался, ему сразу же грозили смертью. Масла в огонь подлили неуклюжие попытки властей всячески замалчивать этническую составляющую конфликта, а также явная нерасторопность милиции – большинство участников бойни благополучно скрывались от органов правопорядка.
В ночь на 1 сентября произошли первые поджоги принадлежащего кавказцам имущества, регулярно продолжавшиеся по ночам до 3 сентября. В субботу 2 сентября состоялся «несанкционированный» митинг – «народный сход», в котором приняли участие от 1500 до 2000 человек. К счастью, властям все же хватило ума не пытаться его разогнать. Слово давали всем желающим. Кто-то ругал «черных», кто-то доказывал, что во всякой нации есть свои «недоноски», многие критиковали коррумпированную власть, допустившую такое развитие событий. Поскольку митинг вел срочно приехавший в Кондопогу из Москвы лидер Движения против нелегальной иммиграции г-н Поткин (в общении с соратниками и журналистами выступающий под псевдонимом «Белов»), резолюция митинга получилась вполне соответствующая. На сходе была избрана депутация из шести человек, включая Поткина-Белова, которая после встречи с представителями местной власти огласила следующее решение:
1. Расследование убийств будет передано в Республиканскую прокуратуру и поставлено под общественный контроль.
2. Будет расторгнут договор аренды с владельцем кафе "Чайка" из-за повышенной криминогенной обстановки вокруг кафе. Кафе будет закрыто.
3. Будет временно закрыт рынок.
4. Будут пересмотрены все временные регистрации, выданные всем приезжим из Южного федерального округа и стран Средней Азии и Закавказья. В пересмотре будут участвовать делегаты схода, объединенные в специальный гражданский комитет.
5. Будут созданы народные дружины для контроля за правопорядком в городе, так как милиция не справляется самостоятельно.
6. Объявлен бойкот кавказцам: в продаже квартир, сдаче жилплощади в аренду, покупке товаров и просто общении.
7. Выходцам из кавказских государств ГУВД будет рекомендовать покинуть город.
8. На въездах и выездах будет усилен пропускной режим.
Частично эти меры действительно были реализованы. Сам по себе митинг закончился вполне мирно, однако уже после его окончания группа погромщиков из 100-150 чел. отправилась к ресторану «Чайка» и в очередной раз его подожгла (очевидцы утверждают, что оцепившие здание бойцы ОМОН на 5 мин. удалились в автобусы, что дало возможность поджигателям беспрепятственно к нему подойти). После этого, однако, толпу стали «рассеивать», задержав более 100 человек (глава Карелии Сергей Катанандов так прямо и заявил, что часть из них, видимо, попалась случайно – иными словами, хватали без разбора, кто под руку попадется).
Часть «лиц кавказской национальности» была из города эвакуирована, после встречи с главой Карелии чеченская община выдала троих участников побоища, в Кондопоге до сих пор находятся внутренние войска и ОМОН. Сказать, что ситуация нормализовалась, пока нельзя, жители с тревогой говорят о том, что будет, когда «силовики» из города уйдут.
Таким образом, конфликт действительно начинался как «бытовой», но как только выяснилось, что бойню устроили этнические чеченцы, сразу перестал быть таковым, перейдя в плоскость национального противостояния. Некоторые представители власти прозрачно намекают на роль «провокаторов», которые, дескать, и мутят воду, побуждая спокойных обывателей выходить на какие-то (о ужас!) «несанкционированные» митинги. Те, кто это говорит, или откровенно лукавят, или не имеют никакого представления о том, как организуются массовые мероприятия. Даже если платить участникам хорошие деньги или выгонять их на улицы под угрозой отчисления из института, как это делают, к примеру, «Наши», собрать в субботу (т.е. в дачный день!) пять процентов населения (для Москвы это соответствует полумиллиону человек – такого количества в столице никогда и ни по какому поводу не собиралось) даже при гигантских усилиях и мощной организационной структуре очень и очень трудно, практически невозможно. А в Кондопоге не было ни первого, ни второго, ни третьего, ни четвертого. Да, были какие-то объявления в Интернете (многие ли в провинции имеют доступ в Интернет?), кое-где висели объявления на домах, но в основном сработало «сарафанное радио» - весть о предстоящем сходе передавалась из уст в уста. Повторяю – заставить пять процентов населения добровольно собраться в одном месте может только очень и очень веская причина.
Причина действительно была весьма веской – людей убили, а власть не предпринимает достаточных мер. Более того, из прошлого опыта известно, что убийцы, скорее всего, останутся безнаказанными – просто-напросто откупятся. И граждане Кондопоги, без всякого участия местных общественных организаций, которые, вероятно, в городе все-таки есть, но в данный момент куда-то испарились (где, например, была хваленая «Единая Россия»?), при бездействии коррумпированной власти решили действовать сами. Да, из-за незнания и неумения получилось не очень складно, резолюцию им продиктовали господа из Москвы, но в итоге цель оказалась достигнута – на их беды обратили внимание по всей стране, чего без этого самого схода никогда бы не случилось. Увы, некоторая часть жителей, не понимающих важность митингов или не верящих в их действенность, решила действовать по-другому и начала просто жечь имущество тех, кого посчитала обидчиками…
Проблемы, связанные с миграцией, действительно существуют, и было бы просто глупо пытаться их не замечать. Я довольно скептически отношусь к данным социологических опросов, но те, которые свидетельствуют, что примерно 60% наших сограждан поддерживает лозунг «Россия для русских», скорее всего, являются достоверными. В прошлом году, когда шли протесты пенсионеров против «монетизации льгот», автор этих строк был просто поражен тем, насколько сильны в Подмосковье настроения против приезжих с Кавказа. Выступавшие на митингах бабушки и дедушки проклинали «черных» (заметим, не имевших никакого отношения к «монетизации») почти так же энергично, как и Путина с его командой…
Причин создавшегося положения тут много, и первая из них – это развал Союза, приведший к экономическому краху большинства бывших союзных республик. Среди устремившихся в более богатую Россию миллионов людей были не только этнические русские или русскоязычные, но и те, кто едва знал русский язык, выходцы из далеких аулов, где все еще царят весьма своеобразные патриархальные нравы, не слишком вписывающиеся в пейзаж, скажем, Центральной России. К этому следует прибавить жителей российских окраин, также всеми правдами и неправдами стремящихся в Москву и другие более зажиточные города, в том числе жителей Чечни, откуда после двух войн уехала половина населения.
Часть этих мигрантов, пожалуй, даже подавляющая их часть, всячески пытается приспособиться к окружающей действительности (доходит до того, что в некоторых семьях родители запрещают детям разговаривать на родном языке – только на русском), а вот другая, куда менее образованная - напротив, в условиях ослабления и полной коррумпированности власти стремится навязать местным жителям свои порядки, этакие «законы диких гор». Подобные вещи вызывают, естественно, негативную реакцию коренного населения, которая в последнее время начинает находить свое проявление в каких-то конкретных акциях. Именно это и произошло в Кондопоге.
Что же делать? Скажу сначала, чего делать не надо. Известный сторонник запретительных мер, бывший замминистра внутренних дел, а ныне депутат Государственной Думы г-н Васильев после поездки в Кондопогу предложил ужесточить правила предоставления российского гражданства – предоставлять его после 12 лет (!) проживания и т.д. Генерал, видимо, забыл о соотечественниках из ближнего зарубежья, которых его же собственная партия совсем недавно очень хотела привлечь на жительство в Россию. Такая мера означала бы для них полный крах всех надежд на свою историческую Родину. Кроме того, законопослушные граждане и так ждут российского гражданства по 8-9 лет, а незаконопослушные получают его в рекордные сроки - с помощью взяток. Уж казалось бы, генералу МВД следовало бы знать о повадках своих бывших подчиненных!
Предлагают также ввести визовый режим с Закавказьем и Средней Азией и т.п. Но, во-первых, если Россия действительно хочет сохранить за собой какую-никакую роль лидера на постсоветском пространстве, ввести такую меру будет очень сложно – что же это за метрополия, в которую даже попасть нельзя! Нетрудно предугадать реакцию, например, союзных России и вполне лояльных ей Армении и Таджикистана. С другой стороны, визовый режим с Грузией введен уже давно, а количество проживающих в России грузин что-то никак не уменьшается. Практическое значение такая мера может иметь лишь для гастарбайтеров, а ведь межнациональные проблемы возникают в основном с теми, кто переезжает в Россию на постоянное жительство.
Главный же недостаток предлагаемых мер в отношении гражданства, виз и т.д. заключается в том, что они сильно запоздали. Основной поток переселенцев уже схлынул, те, кто мог и хотел переселиться в Россию, в основном это уже сделали. Отлавливать же задним числом тех, кто незаконно получил российское гражданство, вещь в условиях современной России совершенно нереальная – см. п.1, о коррупции.
Наконец, еще один момент – все это в принципе не может затронуть, например, чеченцев, которым никакие визы для въезда не нужны, поскольку они и так уже граждане РФ. Собственно, обе чеченские войны как раз и велись за то, чтобы сохранить Чечню в составе России. А ведь основные проблемы в Кондопоге и некоторых других местах и возникли как раз с чеченцами…
Так что здесь нужно действовать достаточно тонко, создавая условия для интеграции диаспор в российскую действительность, плотно работая с их руководством и т.д. А самое главное – нужно навести порядок в милиции, ведь именно беспомощность и продажность «стражей порядка» и стимулирует наглость всех и всяческих преступных группировок.
Увы, в современных условиях все это вряд ли возможно. Пока главным критерием назначения на высшие посты является не профессиональная пригодность, а личная преданность, не стоит ожидать чего-то большего, нежели эпизодически устраиваемые шоу с поимкой немногочисленных «оборотней в погонах».
И последнее. Как отмечали многие СМИ, происшедшее в Кондопоге явилось полной неожиданностью как для местных, так и для центральных властей. И это не случайно, т.к. российская власть, очевидно, поверив собственной пропаганде, живет в каком-то иллюзорном мире, где якобы происходит бурный экономический подъем, растет жизненный уровень, а цены прибавляются лишь на 10 процентов в год, где все время укрепляется вертикаль власти, полным ходом реализуются «национальные проекты» и т.д. В реальности же экономика топчется на месте, население нищает, социальная напряженность растет. В этих условиях достаточно малейшей искры, чтобы где-то снова заполыхало – как в Кондопоге. Уже, возможно, совсем по другому поводу…
Сергей Скворцов, сопредседатель МЗК, первый секретарь ЦК КПСС